Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XIV - "Графики"

6 - Огюстен де Сент-Обен

Чем, как ни известным «холодком» отличается от творения брата и творение Огюстена де Сент-Обен? Но здесь сказалась не столько разница в эпохе и в технических приемах, сколько в темпераменте294. Габриэль — явление совершенно исключительное именно по темпе­раменту, по своей странной встревоженности, по возбужденности, по стремительности, сказывающихся в каждом его обращении к жизни. Это в буквальном смысле слова «одержимый» художник. Напротив, внимательный, усердный и старательный Огюстен гораздо уравнове­шеннее. При этом, однако, спокойствие духа никогда не переходит у Огюстена в равнодушие и, во всяком случае, оно не мешает ему быть и остроумным летописцем жизни и выдающимся художником книги295.

Не в книге, впрочем, следует искать лучшее, что создано Огюсте-ном. Странное даже дело: в книгах он чаще выступает в качестве гра­вера, нежели в качестве рисовальщика-сочинителя. Лучшие же само­стоятельные произведения мастера — это его тонкие профильные пор­треты и несколько отдельных эстампов, среди которых мы находим четыре знаменитых шедевра: «ТаЫеаи de portraits a la mode», «Про­гулка на бульварах», «Бал» и «Концерт». Прекрасны, кроме того, мно­гочисленные рисунки Огюстена и особенно более ранние среди них, исполненные под очевидным влиянием брата. Иные среди них — нерв­ные, блестящие «тонированные» — легко даже принять за произведе­ния «гениального Габриэля».

Несколько в стороне от других иллюстраторов стоит Марилье296. Огромное его творение очень разнообразно и пестро. В нем есть и произведения изумительной тонкости, и такие, в которых проступает рутина. В последние годы манера Марилье, выработавшаяся в непре­рывном тревожении воображения, становится даже утомительной, и мастер почти смешивается с ремесленными поставщиками издателей. Однако для правильной оценки художника достаточно только вспом­нить, что он автор иллюстраций к басням модного поэта, баловня салонов — Дора, и тогда сразу возникает представление о чем-то пря­мо волшебном в своей изысканности и грации.

Примечания

294 Augustin de Saint-Aubin, младший брат Шарля Жермена и Габриэля де С.-О., родился в Париже 3 июня (по Bellier de Chavigneray) 1736 г. Ученик своего брата Габриэля и гравёров Фессара (1755 г.) и Л. Кара. Первые работы О. д. С.-О были декоративного характера; затем появились серии: «Пять чувств», «Уличные игры», «Савояры», «Mes gens» (1766 г.), а также отдельные листы: «Бал в Сен-Клу», «Promenades des Remparts» (1761 г.), «Le Concert», «Le bal paré» (1773 г.), гравиро­ванные его обычным сотрудником Дюкло. С 1777 г. С.-О. гравёр-рисовальщик при королевской (впоследствии Национальной) библиотеке. Выставлял С.-О. в «Сало­не» с 1771 по 1804 гг. рисованные портреты, которыми мастер особенно славился, гравюры с других мастеров, иллюстрации. Последнее время он был занят большим листом портретов монархов Франции — вплоть до Наполеона. Умер мастер в Пари­же 9 ноября 1807 г. Огюстен де С.-О. гравировал с Гравело, Лепренса, Ресту, Грёза, Кошена (особенно портреты), Буше, Рослена. С него гравировали Дюкло, Куртуа, Жюльен, Море и др. Иллюстрированы Огюстеном ряд антикварных сочинений: «Description des Pierres gravées de Mgr. le Duc d'Orléans», «Monuments antiques inédits» и др. См. Edm. et J. de Goncourt «Les Saint-Aubin», Paris, 1859, и в издании «L'Art du XVIII s.», т. III, 105-262; Adrien Moureau «Les Saint Aubin» в серии «Les Artistes célèbres», Paris, 1894; Collet de Beaudicourt «Le peintre-graveur continué». Почти пол­ный oeuvre гравюр Огюстена де С.-О. находится в Cabinet des Estampes, куда этот сборник пожертвован самим мастером. Оригинальные рисунки Огюстена хранились во времена Гонкуров в собраниях графа де ла Беродиер («La promenade des Remparts»), Детальера, Mulbacher.

295 Блестящих «виньетистов», специализировавшихся на чисто орнаментальных мотивах, целая плеяда; с ними соприкасаются и те архитекторы, которые издавали свои сочинения в виде сборников образцов. Назовем, по крайней мере, главных художников этой группы: основателя стиля Régence — Oppenord (1662—1742), фан­тастически разнузданного Juste Aurele Meissonier (1693—1750), создателя стиля rocaille — причудливого, знакомого уже нам Жермена де Сент-Обен, более сдержан­ных Babel, Seb. Slodtz, Cuvillier и Marvye, «классиков»: Choffard, Cauvet, Petitot, Salembier, Lalande, Delafosse, Prieur, Parizau, гравёров на дереве: Papillon, Berthault и Bachelier (последние два — специалисты по цветам). Прекрасные орнаментальные композиции принадлежат и многим «жанристам» — на первом месте Эйзену и Хюэ.

296 Pierre Clément Mariliier родился в Дижоне в 1740 г.; ученик тамошнего живо­писца Morelot, а с момента переселения в 1760 г. в Париж — Hallé. Необходимость заработка понудила М. всецело перейти на графику. Первый его работой была сю­ита шифров и цветов с Шарля Жермена де Сент-Обен, после чего последовали ори­гинальные виньетки к «Imitation de Jésus Christ» (изд. Барбу, 1764 г.), к драме Барта «Les amants malheureux» (1765), к поэме «Secchia Rápita» (1766), к поэме аббата Де-фонтена «Les bains de Diane». Две виньетки, исполненные M. в добавление к иллю­страциям Эйзена в книге «Les Baisers» Дора, сближают мастера с излюбленным в то время упадочником-поэтом, и дальнейшими свидетельствами этого сотрудничества являются, среди ряда других изданий, «Басни», изданные в 1772 г. (второе увели­ченное издание 1773—1775 гг.). Кроме того, Марилье иллюстрирует целый ряд со­чинений: Беркена, Баккюлара д'Арно, Вольтера, Геснера, Попа, Лагарпа (1780), Руссо, Ричардсона, Лесажа (1783), аббата Прево (1784), Кребильона-трагика, Гоме­ра, гр. Кэлюса, Реньяра, снова Руссо (1788-1793). Одним из поздних шедевров мастера является сюита «Illustres Français» (1790), в которой медальоны и портреты великих людей он окружает всевозможными остроумными эмблемами. Последние произведения М. носят явный оттенок усталости. Сюда относятся иллюстрации к вольтеровской «Pucelle» (1795), к Библии (1783—1804), к «Элегиям» Проперция и к «Декамерону» Бокаччио (1802). Умер мастер 11 августа 1808 г. в своем поместьице, где он делил досуг между занятиями искусством и управлением своего округа. Ори­гинальные рисунки Марилье сохранились в большом количестве. Наиболее значи­тельные серии их украшали собрания барона Джеймса Ротшильда, виконта де Со-важа в Брюсселе, г. Берделе и парижскую Национальную библиотеку.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.