Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XIV - "Графики"

2 - Шарль Эйзен

Кошен-Младший. Спектакль в Версале по случаю бракосочетания дофина

Эйзен288, сын довольно жизненного жанриста — соотечественника Ватто и Патэра289, также писал картины, но сейчас и он почти ис­ключительно известен как «виньетист-график». Читая биографию мастера, убеждаешься, до чего в то время во Франции культурность была явлением, общим всем слоям. Эйзен не принадлежал к худож­никам-царедворцам, вроде Буше, Кошена или Пьера, не был «читаль­щиком философов», вроде Гравело, не был тем «коллекционером эс­тетических впечатлений», каким мы себе представляем завсегдатая аукционов Габриэля де Сент-Обен. Напротив, до конца жизни и не­смотря на долголетнее пребывание в Париже он вел жизнь мелкого фламандского буржуа, скорее тяготея к нижним, чем к высшим кру­гам общества. И тем не менее Эйзен представляется в своей узкой и скромной специальности настоящим соперником и Буше, и Сент-Обена, и Гравело, а последнего он даже превзошел как в изобрета­тельности, так и в чувстве изящного. Разве не знаменательно, что изысканнейший облик века «пудренных маркиз» не только сохранился до наших дней благодаря наблюдательности таких художников «из мещан», но как бы даже создан ими, создан людьми грубоватыми в обыденности, превращавшимися, однако, в каких-то «учителей пре­красного вкуса», как только они давали волю вдохновению.

К А Р Т И Н К А   243

А вдохновение у Эйзена выливалось непрерывным потоком. Чего только не найти у него! Эйзен не только иллюстратор книги; очень значительную часть его громадного творения составляют превосход­ные образцы для рисования с нагой натуры, а также «идеи» для все­возможных художественных промыслов и ремесел — для ювелиров, са­довников, архитекторов, скульпторов, бронзовщиков, геральдистов и т. д. Сегодня он иллюстрирует Овидия, Лафонтена или Дора, завтра с таким же нервным возбуждением он рисует формы королевских войск, а вслед затем издает грациозную серию пейзажей. И какая во всем этом бездна жизненных наблюдений!

Примечания

288 Отец Шарля Эйзена, François (1695—1777 или 1778), был выходцем из Брюс­селя, поселившимся в Валансьене, где он женился и где был занят работами для церквей. Позже Э.-старший вернулся на родину, но после взятия Валансьена Moрицом Саксонским художник поселился в Париже, где он писал небольшие карти­ны во вкусе «кабинетных голландцев» Миериса, Доу и т. п. Умер Франсуа Эйзен в Париже. Charles Eisen родился в Валансьене 17 августа 1720 г. Он был учеником своего отца. В 1742 г. юноша поселяется в Париже, где поступает в мастерскую Леба, славившегося в равной степени и в качестве гравёра и в качестве педагога. В 1745 г. Шарль женится на дочери аптекаря, бывшей на двенадцать лет старше его и уже давшей ему в 1744 г. сына. В 1747 г. появляются первые его иллюстрации к Буало. В 1753 г. мастер издает первую сюиту орнаментального порядка — «Premier livre d'une oeuvre suivie». В это время он уже значится associé Руанской Академии и адъюнкт-профессором парижской Академии св. Луки (в которой он достиг звания адъюнкт-ректора и на выставках которой он принимал участие гравюрами и рисунками). Из вполне достоверных картин художника ничего до нас не дошло, зато отличное пред­ставление о Ш. Э. дают его рисунки акварелью, гуашью и несметные гравюры. К 1762 г. относится один из шедевров Э. — иллюстрации к «Сказкам» Лафонтена (т. наз. «Édition des fermiers généraux»). В это время он уже носит звание «dessinateur du roi» и не только состоит учителем рисования в пажеском корпусе, но и дает уро­ки самой маркизе Помпадур. К сожалению, нелепый поступок навлекает на него гнев фаворитки, и придворная карьера его внезапно прерывается опалой. В 1770 г. появляется издание «Les Baisers» Дора с виньетками Эйзена, вслед за которым вы­ходит ряд других книг, украшенных мастером. Особенного внимания заслуживают иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия, в которых мастер с удачей выступает со­перником не только стареющего Гравело, но и самого Буше. Тем не менее к концу 1770-х гг. Эйзен начинает чувствовать недостаток в заработке, и это побуждает его переселиться в 1777 г. в Брюссель, где он снимает комнату у лавочника и продол­жает предаваться распутной жизни (сорока семи лет он бросил жену и детей и посе­лился с вдовой какого-то лакея). Умирает Э. 4 января 1778 г., задолжав всему около­тку. Рисунки мастера находятся в музеях Лувра, Шантильи и в нашем музее Штигли­ца, а также в многочисленных частных собраниях. Четыре картины, приписываемые Ш. Эйзену, — в музее Бордо. См. Ed. et J. de Goncourt «L'Art du XVIII s.», т. III, стр. 3-60 (изд. 1910 г.), Baron R. de Portalis «Les dessinateurs d'illustration», т. I, стр. 190-213.

289 Эйзену-отцу принадлежат оригиналы нескольких популярных гравюр, среди которых отметим «Les dragons de Venus» и «L'amour en Ribote», рисующие в рамах окон a la Dow (Доу был вообще кумиром того времени) сценки из жизни «легко­мысленных созданий».

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.