Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Испанская живопись с XVI по XVII век
XIII - Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес

2 - Учителя Гойи

 

Гойя. Одетая маха. Мадрид. Прадо
Гойя не имеет ни предшественников, ни настоящих последователей; он стоит совершенно обособленно, выражая свою причастность к культуре своего времени только тем, что и он дека­дент до мозга костей, до самых глубин души84. Не знаешь, чего боль­ше в его творении: ужаса или смеха, и, во всяком случае, в нем почти не найти проблесков божественного начала радости.

 

Гойя. Казнь мятежников в Мадриде. Прадо. Мадрид

Франциско Гойя. La Cucana

 

Предшественников у Гойи нет, но «учителей» его легко опреде­лить, — стоит лишь обратиться к его произведениям. Едва ли мно­гому научился он у Лусана-и-Мартинеса в Сарагосе, ничего не дал ему товарищ по учению, ор­динарный академик Байеу85, без существенной для себя пользы провел он и несколько лет в Риме. Зато мы найдем в творе­нии мастера сколько угодно до­казательств того сильнейшего впечатления, которое произвели на него декоративные работы Тьеполо, и одновременно мы убедимся в том, как пытливо всматривался Гойя в создания Веласкеса. Наконец, многое в офортах Гойи обнаруживает его увлечение Калло, опять-таки Тьеполо и даже Рембрандтом. Самая живописная техника мастера, при всей своей оригинальности, основывается на глубоком знакомстве с приемами поздних венеци­анцев и определенно напоминает не только Тьеполо, но и Гварди.

 

Изучение же Веласкеса (и, может быть, Греко) сказалось в том, что испанский мастер составил свою излюбленную гамму — очень для времени правдивую и лишенную условной красоты — из тонов, среди которых доминируют се­рые и прозрачно-черные оттен­ки86.

Гойя. "El Sueno de la razon produce monstruos". (Из "Caprichos" № 43)

 

В первые годы XIX в. и даже в момент смерти Гойя был лишь«испанской знаменитостью»; за­тем стали им увлекаться роман­тики с Делакруа во главе, а поз­же особенно много способствова­ли его славе импрессионисты, главным образом Мане, заим­ствовавший у него как простой непосредственный подход к предмету, так и колорит и мно­гие технические приемы. Однако апогея своей славы, «мировой популярности» Гойя достиг лишь лет двадцать тому назад, и с тех пор он не перестает быть общим кумиром. Ныне интересно было бы оп­ределить настоящее место Гойи «на Парнасе» и, в частности, решить вопрос, имеет ли он вообще право стать рядом с великанами испан­ской живописи, с создателями грандиозного, устойчивого, здорового и оздоровляющего, вдохновенного и вдохновляющего искусства.

Гойя. "Aguellos polbos". (Из "Caprichos" № 23. Чтение приговора)

 

Громадное творение Гойи очень разнохарактерно по темам: церков­ная живопись, декоративные работы «светского» порядка, бытовые, фантастические и символические сюжеты и, наконец, портреты. Од­нако по своему подходу к делу все это разнообразное творение Гойи оказывается однородным. Всюду выступает основная черта художни­ка, и эта черта — импровизация. Всюду мы встречаемся не с выно­шенными в душе образами, а с чем-то схваченным на лету. В этом отчасти причина, почему наименее отрадна его церковная живопись, предназначенная вызывать молитвенное настроение и требующая от художника величайшей душев­ной сосредоточенности. Даже безразличные академические об­раза оказывались более на своем месте в храмах, нежели «наброс­ки» Гойи.

Примечания

84 Вполне достойных последователей у Гойи не нашлось; однако нужно заметить, что жанровые сценки его ученика Asensio Julia, его подражателя Lucas'a de Valencia и ученика Мадрасо, рано скончавшегося Leonardo Alenze (1807-1845 гг.) — могут иногда, на неопытный взгляд, сойти за произведения самого мастера. Среди позд­нейших испанских портретистов выдающимися достоинствами отличается вален-сийский уроженец Vicente Lopez у Portana (1772—1850 гг.), напоминающий то Гойю, го — еще более — нашего Тропинина. Другие же испанские портретисты начала XIX в. — Jose Bueno и строгий классик Jose de Madrazo — не возвышаются над сред­ним уровнем. Попытки идти по стопам Гойи в области «кошмарной фантастики» принадлежат позднейшему живописцу Jose Benlliure у Gil (род. в 1855 г.); цветистые же костюмы, встречающиеся в «Tapices» и на «Romeria», вдохновили последнего под­линного виртуоза испанской живописи — Mariano Fortuny (1838—1874 гг.) на созда­ние целого ряда блестящих жанровых картин.

85 Don Francisco Bayeu-y-Subias родился в Сарагоссе 9 марта 1734 г.; готовился к >ченой карьере, затем поступил в ученики к Лусану Мартинесу (бывшему в Неапо­ле приятелем Солимены); в мастерской учителя он мог познакомиться с Гойей, ко­торый, однако, был на целых 12 лет моложе своего товарища; позже Байеу попал в Мадрид и обратил на себя внимание Менгса; с 1765 г. он Teniente-Director Акаде­мии, с 1788 г. —директор; Байеу, кроме того, имел звание (и соответствующие пра­ва) камерного живописца; умер мастер 4 августа 1795 г. в Мадриде. Ряд его истори­ческих картин, пейзажей и эскизов к декоративным работам хранятся в Прадо. Одна из картин — «Св. Франциск Сальский» — приписывается некоторыми младшему бра­ту Франсиско (и сверстнику Гойи) Roman Bayeu (1746—1793 гг.).

86 В офорте Гойя в одно и то же время и усложнил и облегчил приемы всех трех Тьеполо; к их чисто-графическому способу он прибавил заливку акватинтой, и в то же время он довольствуется намеками на формы там, где венецианцы с наслажде­нием очерчивали их и вылепляли.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.