Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Испанская живопись с XVI по XVII век
VI - Диего Родригес Веласкес

6 - Пейзажи Веласкеса

Характерно, например, то, что лучшими во всей серии его портретов являются изображения придворных шутов — жалких идио­тов и выродков50. Характерно и то, что из пейзажей Веласкеса самы­ми удивительными являются два непосредственных этюда, сделанные им во время его проживания в римской вилле Медичи и до странно­сти близко подходящие к этюдам Коро, Курбе, Менделя, т. е. самых характерных для XIX в. художников51.

Кроме того, пейзажи встречаются у Веласкеса на нескольких кар­тинах и портретах. Гениально одухотворенной парафразой формулы «стратегических пейзажей» фламандских баталистов вроде Снайдер-са и Вранкса, являются зеленоватые дали на «Бреде», дающие пол­ную иллюзию безграничного простора. Еще красивее чисто испанс­кие мотивы пейзажа на конских портретах покровителя Веласкеса, графа-герцога Оливареса, самого короля и инфанта Бальтасара Кар-лоса. Наконец, предельного великолепия в пейзаже мастер достигает в картине Прадо «Святые отшельники Антоний и Павел в пустыне». Схема этого пейзажа, быть может, также навеяна фламандцами (осо­бенно Брил ем и Момпером, если не Кольянтесом в качестве после­дователя их обоих), но как все здесь ожило, затрепетало, какими но­выми и правдивыми кажутся эти оливковые и серебристые оттенки, и никогда Коро, даже в лучшую пору своей деятельности, в минуты высшего вдохновения, не изображал такого легкого, такого дышаще­го неба!

Примечания

50 Веласкесом переписана целая фаланга тех несчастных выродков и шутов, ко­торые служили странным развлечением при мрачном дворе Филиппа IV. Часть этих портретов украшала дворец Буен-Ретиро, часть — Torre de la Parada, несколько кар­тин находились, наконец, в мадридском «Алькасаре» (на лестнице, ведущей к Bovedas de Cierco). Шутов (hombre de placer) в настоящем смысле в этой фаланге только два: стоящий в актерской позе Pablillo de Valladolid и наряженный пашой Pernia «Barbaroja»; далее идут карлы: Don Juan d'Austria, Luis de Hacedo el Primo, Sebastian de Morra, D. Antonio de Ingles (с собакой) и, кроме того, два карлика на «Менинах»; ряд замыкается двумя шедеврами Веласкеса — портретами идиотов «El Nino de Vallecas» и «El Bobo di Coria». К серии шутов примыкают изображения Эзопа и Мениппа (быть может, тоже портреты юродивых), а также «Марс» — вероятнее все­го, этюд с балаганного «Геркулеса» (три последние картины висели в Torre de la Parada). После Веласкеса придворных шутов и карликов писал Карреньо де Ми­ранда и, вероятно, младший Риси. Не последнему ли принадлежит портрет шута «Calabacas» в собрании Джорджа Дональдсона?

51 Сохранились в Прадо два пейзажных этюда, исполненных Веласкесом во вре­мя его первого римского пребывания (оба мотива взяты в вилле Медичи, в которой художник нашел себе пристанище), и две картины пейзажного характера: упомина­емая в тексте и относящаяся к предпоследнему году жизни картина Прадо «Св. от­шельники Антоний и Павел» (писана для «пустынки» de San Antonio в Буен-Рети-ро) и «Травля кабана в присутствии короля» в Лондонской галерее — картина, при­надлежащая к средней поре деятельности мастера. Определеннее других предвещают импрессионизм XIX в. оба римских этюда, особенно тот со статуей Ариадны под портиком, в котором передана в несколько нейтральных оливковых красках игра солнечных рефлексов и пятен. Более всего условен Веласкес в «Травле» — по затее этот «протокол» придворного празднества мало отличается от таких же иллюстра­ций, встречаемых во всех старинных дворцах мира. Но по ближайшем рассмотре­нии убеждаешься, что и ее писал Веласкес. Лишь он мог так свободно и просто нарисовать сотню небольших фигурок (весьма вероятно, что им же писаны фигуры на пейзаже Масо «Вид Сарагосы»), лишь ему принадлежит это сочетание пепель­ных и тусклых красок, наконец, самый мотив пейзажа в фоне, чем дальше от про­токола, становится все правдивее и правдивее.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.