Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
VI - Исторический пейзаж

5 - Гаспар Дюге (Пуссен)

Исаак Мушерон "Ордонантие". Живописное панно в доме г. Б. Мескета. Гравюра самого мастера

Переходим к группе декоративных пейзажистов. На первом месте и по времени и по заслугам стоит здесь Гаспар Дюге.

Имя Пуссена Гаспар присвоил себе уже после смерти своего зятя — якобы из пиетета, на самом же деле, вероятно, из практических со­ображений73. И едва ли сам Никола Пуссен дал бы на то свое благо­словение, ибо он должен был относиться к легковесному, импровиза­ционному, чисто «итальянскому» искусству Дюге с неодобрением. Но взятая сама по себе живопись Гаспара полна прелести и оставляет позади себя произведение прочих живописцев данной области. Ему свойственна совершенно особая ясность «serenite» в расположении масс, особая пленительная легкость в трактовке деревьев, гор, неба и особая прозрачная красочность, выгодно отличающаяся от прочих де­коративных пейзажистов-пуссенистов, часто злоупотреблявших «за­копченностью галерейного тона». Нередко он даже правдив и уж, во всяком случае, всегда необычайно декоративен. Серия его светлых темпер, вставленных в стены роскошного дворца «Колонна» в Риме, производит сильное впечатление даже среди всех художественных бо­гатств этого собрания. В них есть та радость жизни, которой полны серебристые летние дни, когда не слишком жарко, ничто не утомля­ет, ум блаженно рассеян, а сердце безмолвствует.

Кроме Гаспара, следует в числе представителей декоративного пей­зажа упомянуть: Перелля74, которого мы теперь лучше знаем в каче­стве гравёра, другого графика — упомянутого уже Жана Лепотра75, Пьера Пателя76, много заимствовавшего у итальянских перспективи-стов и сочетавшего это с удачным пользованием световых эффектов во вкусе Клода, Этьена Аллегрэна77, которого можно бы отнести в одну группу с Оризонте и Глаубером, и автора забавных видов Версаля с мифологическим стаффажем — Котелля78. Наконец, и здесь встреча­ется целый ряд нидерландцев, из которых мы выделяем Женоэльса, ван дер Мейлена и обоих Мушеронов.

Самый сдержанный и строгий из четырех последних художников, Женоэльс (или Геноэльс), — идеальный пейзажист в духе Лебрена, царственный, важный и... скучноватый79. Его благородные компози­ции более приятны в переработанном ткацкой техникой виде, ибо такие «садовые шпалеры» лучше служат своему назначению быть дворцовым украшением.

Примечания

73 Gaspard Dughet («Le Gaspre», «Le Guaspre" или «Gaspard Poussin»), которого зачастую (и не без основания) зачисляют в итальянскую школу, родился в Риме в мае 1613 г.; он был сыном француза-повара, служившего при одном из прелатов и приходившегося братом жены Пуссена. Уже двадцати лет Дюге, получивший худо­жественное образование под руководством своего зятя, заставлявшего его исклю­чительно писать пейзажи с натуры, был готовым художником и вскоре стал пользо­ваться громкой известностью. Деятельность Дюге протекала в Риме, Милане, Не­аполе, Перудже, Флоренции и снова в Риме. Умер мастер 25 мая 1675 г. в своем родном городе. Больше всего произведений Г. сохранилось в Риме (между прочим, им расписана фресками церковь San Martino dei Monti), однако характерные про­изведения художника украшают почти все главнейшие европейские собрания (в Эрмитаже их 5, в Дрездене — 4, в Вене — 3 и т. д.), и особенно их много в англий­ских музеях и замках.

74 Gabriel Perelle родился в Верноне; ученик Рабеля и Вуэ; умер около 1675 г. («Пейзаж» в музее Орлеана). Из двух его сыновей — Nicolas (картины в Ренне, Мар­селе, Флоренции) и Adam (1638—1695), более известен второй, состоявший учите­лем рисования герцога Бурбонского. Адаму принадлежат, между прочим, гравюры сборника «Lecons de paysage».

75 См. выше.

76 Мы плохо различаем работы двух Пателей — отца и сына. Старший Patel (Pierre), ученик Вуэ, родился около 1620 г.; в 1651 г. его подпись встречается на акте соединения Академии св. Луки (бывшей «maitrise») с Королевской Академией; умер мастер в Париже 5 августа 1676 г. Его картины, так же, как и картины его сына, Антуана Пьера, встречаются в музеях парижского Лувра, Безансона, Нанта, Марсе­ля, Орлеана и нашего Эрмитажа.

77 Etienne Allegrain родился в Париже в 1644 г.; член Академии —в 1726 г.; умер 1 апреля 1736 г. в Париже. Ему принадлежат пейзажи в Лувре, в музеях Тура, Верса­ля (виды Сен-Клу и Трианона), Безансона. Значившаяся в прежних каталогах кар­тина А. в Эрмитаже ныне удалена оттуда. Сын мастера — Gabriel Allegrain (1679— 1748) — также писал пейзажи, охоты и пасторали (картины в Версале). Наконец, сын Габриэля, Christoph-Gabriel (1710—1795), был выдающимся скульптором.

78 Jean Cotelle, сын и ученик Ж. Котелля-старшего (1610—1675), родился в Пари­же в 1645 г.; член Академии с 1672 г.; умер в Вилье-на-Марне в 1708 г. Его кисти, между прочим, принадлежит серия видов Версальского парка, украшенных мифо­логическим стаффажем (Версальский музей).

79 Abraham Genoels II (работы старшего A. G. не дошли до нас) родился в Ант­верпене 25 мая 1640 г.; ученик Бакерэля и перспективиста Fierlants; с 1659 г. Ж. жил в Париже, где он был занят для Гобеленовой мануфактуры: в 1664 г. мастер был избран в члены Академии; Женоэльсом, между прочим, написаны пейзажные фоны на «Баталиях Александра» Лебрена; в 1672 г. Ж. снова в Антверпене, откуда в 1674 г. мастер отправился в компании других художников в Рим (в римском «Бенте» за свои познания в перспективе он прозван «Archimedes»); в 1682 г. Ж. вернулся в Ант­верпен, где он и умер 10 мая 1723 г. По Хоубракену, Ж. был дружен с Мушероном, на которого, видимо, он имел большое влияние. Редкие произведения мастера имеются в Амстердаме, Антверпене, Брауншвейге; рисунки — в Альбертине и в музее Teyler в Гааге. Более 100 офортов Ж. достаточно характеризуют стиль и приемы мастера.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.