Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
VI - Исторический пейзаж

2 - Истоки исторического пейзажа

А. Перрель. Пейзаж с руинами. Гравюра самого мастера

По самой сути своей исторический пейзаж со всеми его разветвле­ниями был явлением интернационального характера. Родиной его был Cosmopolis — Рим, а главными создателями — эклектики-академики болонцы и «французский римлянин» Пуссен, в глазах Академии со­вершенно заслонивший собой всех своих предшественников. На Пус­сена, главным образом, и указывали академические эстеты, где бы они ни заседали; его ставили в пример, его считали неисчерпаемым источников инвенций и непогрешимым учителем идеально-благород­ного вкуса в приложении к ландшафту. Вполне понятно после этого, если мы среди пейзажистов, выдающих так или иначе свое проис­хождение от Пуссена (иначе говоря, всех пейзажистов-нереалистов, всех пейзажистов академического воспитания), найдем не одних толь­ко французов, но и итальянцев, и немцев, и англичан, и нидерланд­цев, и даже, в конце XVIII в., русских. Громадное, впрочем, большин­ство среди этих «наследников» Пуссена пользовалось лишь выработайными им формулами, доходя моментами в этом пользовании и до ремесленного плагиата.

Останавливаться на всех пейзажистах-пуссенистах в общей исто­рии живописи не имеет смысла. Но нельзя обойти молчанием тех ма­стеров, которые сумели вложить нечто личное в усвоенные формулы или же в преследовании чисто декоративных целей распоряжались внешними схемами пуссеновского пейзажа с исключительной красо­той. Среди исторических пейзажистов пуссеновского стиля, обладав­ших личным поэтическим чувством, мы найдем (кроме Клода, Бур-дона и Л а Гира, о которых речь впереди) Франсиска Милле, Нейе, Кабеля, Форэ, Хейсманса, Блумена и Глаубера63.

Среди декораторов-виртуозов на первом месте стоит Гаспар Пуссен.

Жан «Франсиск» Милле из всех пейзажистов пуссеновского сти­ля — самый к нему близкий по духу, и в то же время это выдающийся колорист, обладавший исключительной по глубине красок палитрой64. Разумеется, до самого Пуссена (или до Клода) и Франсиску далеко: у него нет ни той вдумчивости, ни того полета, которые делают твор­чество обоих великих мастеров «гениальным». Он только в высшей степени даровитый художник. Однако, с другой стороны, мы никог­да не найдем у Франсиска ни легковесной импровизации, ни лишне­го щегольства. Для декоративных целей его картины, подобно карти­нам самого Пуссена, потому и не годятся, что они слишком значи­тельны сами по себе; хочется в них разобраться и как бы пожить в этой великолепной стилизованной природе, условность которой в значительной степени смягчена живыми, сделанными на натуре на­блюдениями.

Примечания

63 Здесь же вспомним еще раз о выдающихся представителях исторического пей­зажа в Италии: о Моле, скорее примыкающем к Альбани, нежели к Пуссену, о Розе, скорее примыкающем к Клоду, и о Маньяско, скорее примыкающем к Розе и к Калло. Настоящими пуссенистами представляются среди итальянцев Локателли и ряд архитектурных живописцев.

64 Jean Francois Millet, Milet или Mille, прозванный «Francisque», родился в Ант­верпене 27 апреля 1642 г.; сын французского скульптора из слоновой кости; ученик Лауренса Франкена в Антверпене, следуя за которым, Франсиск в 1659 г. пересе­лился в Париж, где его преподавателем перспективы был Абр. Женоэльс (см. ниже); Пуссена М. мог изучать в богатом собрании банкира Жабака и в других француз­ских собраниях. Считается, что он путешествовал по Голландии и Англии, но Ита­лию ему не удалось посетить. Между прочим, мастером исполнена серия картин для церкви St. Nicolas le Chardonnet в Париже. С 1673 г. Ф. член Академии; умер мастер, по словам Florent le Comte, от яда, поданного ему его завистником, 3 июня 1679 г. в Париже. Произведения старшего Франсиска легко смешать с произведе­ниями двух его преемников — сына (Jean Francois Millet, 1666—1725) и внука (Joseph Francois M., 1697—1777). Лучшие картины старшего Франсиска хранятся в Мюнхе­не, Брюсселе, Праге и в Шлейсгейме. Характерные пейзажи находятся также в Ру-мянцевском музее и в собраниях Е. Г. Швартца и П. П. Вейнера.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.