Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
VI - Исторический пейзаж

3 - Жан Форэ, Нейе

К. Хейсманс. Лесной пейзаж. Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Нейе известен сейчас только по гравюрам, но по ним и он вполне достойный преемник Пуссена и Агостино Караччи, — пожалуй, ско­рее второго, нежели первого65. Своеобразную прелесть его компози­циям придают отлично нарисованные фигуры, вплетенные с редким чувством ритма в общую композицию и сообщающие всему чарую­щее настроение какого-то аркадийского счастья. К сожалению, и о Кабеле мы можем иметь сейчас представление лишь по его гравю­рам, рисункам и акварелям, тогда как живопись мастера, несомнен­но, ходит под именами его более осчастливленных историей товари­щей66. Судя по этим материалам, в Кабеле жило исключительное чув­ство ритма и большое понимание света, воздуха. Интересен нам этот «французский фламандец» и тем, что он был учителем Глаубера, луч­шего из «пуссенистов» конца XVII в.

Творчеству Жана Форэ следовало бы посвятить особое внимание67. Самая личность мастера в высшей степени интересна. Среди высо­копарного куртизанского мира художников «grand-siecle'a» он явля­ется любопытным исключением, каким-то нелюдимым натурфило­софом, отклоняющим заказы двора и наслаждающимся лишь обще­ством интимных приятелей. В то же время он славился своим тонким художественным чутьем и большими критическими способностями. То немногое, что мы знаем из произведений Форэ, не идет вразрез с такой характеристикой. В некоторых отношениях он представляется последователем Пуссена, но в других он и отзвук нидерландских ре­алистов и предвозвестник того поворота к простой правде, который определился в искусстве Ватто и который направил французское ис­кусство по пути, приведшему к барбизонцам и к импрессионистам. Вполне свободным и Форэ не умел быть, но культ непосредственно самой природы, пренебрежение — при любовании ею — реминисцен­циями литературы уже обнаруживаются и в нем, — хотя бы в том, как широко трактует мастер деревья, или в том, как он заинтересовался атмосферными и световыми эффектами.

Примечания

65 Franciscus de Neue или de Newe родился в Антверпене 11 июня 1606 г.; полу­чил звание «мастера» в Антверпене в 1629 г.; женат с 1630 г. на дочери живописца А. Вортельманса; время путешествия его в Италию относится к 1630—1640-м гг.; умер в 1681 г. (?) в Брюсселе. Многочисленные картины Нейе украшали еще в XVIII в. замок Лейен близ Антверпена, однако сейчас из живописи мастера известен лишь «Суд Соломона» в Мюнхенской галерее.

66 Arien, Adrien, Henri van der Cabel или Kabel родился в Рейсвейке, близ Гааги, в 1631 г.; К. был учеником великого «националиста» Гойена, однако, еще юношей попав в Италию, он всецело примкнул к группе «идеальных пейзажистов». Позже (после 1665 г.) он жил в Париже, а с 1670 г. приблизительно — в Лионе, где его учеником был Глаубер (см. ниже). Кабель писал также картины в духе Розы, Касти-льоне и Молы — иногда с крупными фигурами. Умер мастер в Лионе в 1695 г. Кар­тины К. редки (одна в Мюнхене) или ходят под чужими именами, зато личность К. в достаточной мере характеризуется его превосходными офортами. Сотрудничал с К. и его учеником Nicolas Guerard.

67 Jean Baptiste Forest родился в Париже в 1636 г.; ученик своего отца и — в Ита­лии, где он прожил семь лет, — П. Ф. Молы; член Парижской Академии с 1674 г.; умер 17 марта 1712 г. в Париже. Форэ, считавшийся одним из лучших знатоков ис­кусства своего времени, обладал превосходной библиотекой и был послан в Ита­лию министром Сеньелэ, пожелавшим составить образцовую картинную галерею. Д`Арженвилль пишет о Форэ: «Его колорит ужасен (terrible — очевидно, приблизи­тельно в том же смысле, в каком «ужасен» Микеланджело), иногда даже он слиш­ком утрирован и слишком черен; но можно быть всегда уверенным, что найдешь в его картинах остроту (du piquant), те удары кисти, которые выдают мастера и среди художников носят название reveillons. В этом великом пейзажисте можно видеть нечто волшебное; все темные и, так сказать, глухие места походят на ту патетичес­кую музыку, которую великие художники умеют так кстати противопоставить пред­шествующим веселым ладам, дабы произвести приятные для слуха модуляции и движения». Превосходный и характерный, оживленный мифологическими фигура­ми пейзаж Форэ — в музее Тура. Ряд пейзажей мастера гравирован. Форэ был в свой­стве с Лафоссом и Ларжильером.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.