Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
IV - Последователи Калло

5 - Пьер Бребьет, Рэмон Лафаж

Шово. Людовик XIV на карусели 1662 года

Отдельно от прочих французских графиков стоят Пьер Бребьет и Рэмон Лафаж. Бребьет особенно интересен своими оригинальными виньетками-фризами43. Некоторыми чертами своего прихотливого искусства Бребьет представляет явление, параллельное Кастильоне, Кассане, Карпионе и другим специалистам по шутливой мифологии. Лафаж44 имеет нечто общее с Лепотром: ту же необузданную страсть к импровизации, ту же мгновенную находчивость. Однако не менее характерна для обоих неспособность вжиться в предмет и его разра­ботать. И Лафаж не оставил по себе ни одной настоящей картины. При этом Лепотр для нас несравненно интереснее затмившего его в свое время «тулузского Рафаэля». Основная цель всего творчества Лепотра — убранство, украшение, и, достигая пышности общего впе­чатления, мастер исполнял свою задачу даже в тех случаях, когда его произведение оставалось всецело внешним. Притязания Лафажа го­раздо большие; его импровизации должны вызывать в зрителе поэти­ческие ощущения и настроения. Между тем Лафаж никогда не убеж­дает, и мы не способны ему поверить. В той же категории несравнен­но интереснее работы римлянина Пьетро Тесты45, у которого весь стиль более строгий, а живописные идеи более продуманы46...

Примечания

43  Pierre Brebiette родился в Манте в 1596 г. Жил в Италии, позже в Париже. Умер в 1650 г. Его главным произведением считается гравюра «Богородица во славе».

44 Nicolas Raymond de La Fage родился 1 октября 1656 г. в Lisle en Albigeois на юге Франции. Ученик славившегося в Тулузе J. P. Rivalz'a, сына которого Л. сопровож дал в Париж. Управляющий провинции Лангедока, Фуко, дал ему средства совер шить поездку в Италию, где Л. преимущественно изучал Караччи. Согласно Мари-етту, лучшие рисунки мастера созданы в кабаках, в которых этот представитель худо жественной богемы пил горькую и питался исключительно чесноком и солениями. Около 1683 г. Л. отправился в Тулузу для исполнения нескольких работ для г. де Фьёбе; по возвращении в Париж, Л. предпринял новое путешествие в Италию, однако, из нуренный разгульным образом жизни, мастер умер в Лионе 4 ноября 1690 г. Наи большим количеством рисунков Л. обладал Кроза (согласно каталогу распродажи этого замечательного собрания, в нем было 304 рисунка мастера). Кроме рисунков Л., из которых часть была издана его поклонником, гравёром ван дер Бругген в Па-риже в 1689 г., можно иметь понятие об искусстве Л. по его оригинальным офортам; Robert Dumesnil насчитывает их 21 лист. См. Ph. de Chennevieres-Pointel «Recherches sur la vie de quelques peintres provinciaux», Paris, 1850, т. II, стр. 227.

 О Пьетро Тесте см. т. III.

46 В истории живописи можно обойти молчанием таких графиков, как близкого к Боссу Saint-Igny, как авторов несметных модных листов эпохи Людовика XIV — Saint Jean и Bonnard, наконец, как A. Trouvain, изобразившего в серии ремеслен но-тонких гравюр интимную жизнь Версальского двора. Произведения этих мас теров бесценны для истории быта и одежды, но в художественном отношении они скорее ничтожны.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.