Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
IV - Последователи Калло

1 - Израэль Сильвестр, Стефано дела Белла

Бребьет. Морские божества

Ближе всего к Калло стоит знакомый нам уже флорентиец Стефано дела Белла33 — блестящий, остроумный и находчивый мастер, едва ли не са­мый жизненный из художников Италии XVII в. И, однако, вот что знаменательно: положите ря­дом наиболее блестящие листы Беллы с офорта­ми Калло, и разница — глубокая расовая и куль­турная разница — поразит вас. Это одно и то же и совсем разное. У Калло — прямота и искренность, совершенная душевная чистота, полная отдача себе искусству; у Беллы же всюду мелькает известное щегольство. У Калло в основе чувствуется силь­ное и ясное миросозерцание; Белла как будто вовсе не обладает та­ковым, и все его творение отличается поверхностью. Офорты Беллы, пожалуй, изящнее офортов Калло, его манера более искриста и гиб­ка, он обладает способностью придать своей работе более изыскан­ный и «богатый» характер. Приемы Калло проще, как бы грубее, но в них несравненно больше здоровья и подлинного «благородства».

Израэль Сильвестр. Версаль со стороны сада в 1674 году

Каллотист Израэль Сильвестр более скромный, нежели Белла, но очень приятный художник34. Большинство его листов — ведуты. Он перерисовал все главные города Франции, все ее роскошные замки и сады. И во всем мы находим у Сильвестра то схватывание типичных особенностей и ту нервную технику, которые составляют красоту ис­кусства Калло. Прелестны также всюду разбросанные у Сильвестра крошечные фигурки, метко передающие элегантные силуэты тогдаш­них французов. Последние годы своей жизни мастер был занят для двора и изобразил ряд придворных событий: карусели, спектакли, прогулки и охоты. Сильвестр, подобно Белле, также, до известной степени, «обогатил» приемы своего вдохновителя Калло. Он более щедр на оттенки, на пикантные контрасты света и тени. Но и ему далеко до той душевности, которая согревает творение Калло, — в сущности, он всегда остается только изящным протоколистом и ни­когда не подымается до высот поэзии.

Примечания

33 См. т. III. Подражал Калло и сиенец Bernardino Capitelli (1589—1639).

34  Фамилия Сильвестр является целой династией граверов и живописцев, веду­щих свое начало, вероятно, от Израэля Сильвестра из Парижа, получившего в 1546 г. в Антверпене привилегию на печатание гравюр. Считается, впрочем, что происхож­дение этой фамилии было шотландское. Наиболее интересным среди членов семьи

Сильвестр является разбираемый в тексте Israel Silvestre, сын Жилля С. и племян­ник друга и издателя Калло Israel'a Henriet (1590—1661). Израэль родился в Нанси 15 августа 1621 г.; ученик своего дяди; с 1640 по 1653 гг. он объездил Италию и Францию; член Академии с 1670 г.; по смерти дяди И. унаследовал его издательс­кое дело и чрезвычайно расширил его. Умер мастер, состоя рисовальщиком короля и учителем рисования дофина, 11 октября 1691 г. в Париже. В Лувре и в Безансон-ском музее хранятся искусные рисунки (виды Рима) мастера. См. С. Меашпе «Catalogue de l'oeuvre d'Israel Silvestre», Paris, 1857; Silvestre «I. S. et ses descendants», Paris, 1869.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.