Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
IV - Последователи Калло

3 - Себастиен Леклерк

Себ. Леклерк. Уличные типы v
Иногда Боссу удается передать настроение тихого домашнего уюта; особенно интересны среди таких листов те, в которых он зада­ется более хитрыми световыми задачами, выдавая тем самым свою принадлежность ко времени Эльсгеймера и Рембрандта. Видим мы из его гравюр и то, как жили в то время художники, имевшие еще накануне своего превращения в царедворцев столько общего с ремесленниками36 и мастеровыми.

Б. Пикар. Праздник Кущей в Амстердаме

Среди позднейших французских peintre graveur'oB XVII в. особен­но интересен «внук Калло» Себастиен Леклерк37. Этот аккуратный, сдержанный, несколько однообразный в своих приемах художник создал бесчисленное количество гравюр, из которых огромная масса орнаментально-виньеточного порядка, но среди которых немало и всяких сюжетов: иллюстраций к поэмам, трактатам и романам, исторических и бытовых картинок, а также столь излюбленных в то вре­мя аллегорий. Приятнее всего в этом обширном творении Леклерка бесхитростные наброски уличных типов и крошечные пейзажи, час­тью снимки с натуры, частью же идеальные ландшафты. Глядя на его парки с руинами, с тихими отражающими листву прудами или на эти аллеи, из-под тени которых открывается светлый простор, невольно жалеешь, что Леклерк не осуществил подобные «проекты картин» в красках, в большую величину. Но, очевидно, мастер предпочитал все­му уют своего рабочего столика и тихий систематический труд гравё­ра. Зато кое-что из его наблюдений нашло себе отражение в творче­стве более великих художников — Ватто и Буше.

ан Лепотр. Декоративный рисунок

Ни обширностью ни разнообразием не уступает Леклерку творе­ние его лучшего ученика, Бернара Пикара38. Особенного внимания заслуживает художник своими жанровыми листами, являющимися для начала XVIII в. таким же бесценным материалом, каким являются листы Калло и Босса для предшествующей эпохи. Аккуратная, до робости, техника и неспособность передавать сильные эмоции сооб­щают гравюрам Пикара несколько ремесленный характер, но иногда и у него вдруг промелькнет подлинное чувство уюта или то празд­ничное настроение, которым в старину отличались те или иные важ­ные моменты обывательской жизни. В этих случаях Пикар является не только продолжателем Босса и Леклерка в коллекционировании бытовых документов, но и предвестником поэта Ходовецкого.

Примечания

36 Сам Босс был принят в состав преподавателей первой «Academie de peinture», основанной в 1648 г., однако, вспыльчивый, щепетильный, гордый своими позна­ниями в перспективе, он рассорился со своими коллегами и заслужил от них про­звище «le demon de la dissension».

37 Sebastien Leclerc или Le Clerc-старший родился 26 сентября 1637 г. в Метце; сын золотых дел мастера; начал гравировать пяти лет; превосходно изучил геомет­рию и перспективу; в 1660 г. назначен инженером-географом при маршале де ла' Фертэ: однако советы Лебрена заставили Л. всецело посвятить себя гравюре; Коль­бер доставил ему квартиру при главной лаборатории французского искусства — при «Мануфактуре Гобеленов», после чего Л. был назначен «гравёром королевского ка­бинета», академиком (1672 г.) и римским кавалером (1706 г.); умер Себастиен в Париже 26 октября 1714 г. Все творение Л. насчитывает четыре тысячи листов; между прочим, им издано украшенное прелестными рисунками руководство по геометрии «Pratique de la geometrie sur le papier et sur le terrain» (1-е изд. — 1669 г., 2-е изд. — 1682 г., поддельное— 1700 г. в Голландии). См. С. A. Jombert «Catalogue raisonne de Foeuvre de S. Leclerc», Paris, 1774; Abbe de Vallemont «Eloge de M. Leclerc chevalier romain», Paris, 1715; Meaume «S. L.», Paris, 1877. Сын старшего Л., Sebastien Leclerc le Jeune (1676—1763 гг.), был грациозным, но довольно холодным живописцем круга Сантера и Ватто.

38 Bernard Picart, сын гравёра Этьена Пикара «Римлянина» (1635—1721), родился в Париже 11 июня 1673 г.; ученик своего отца и Леклерка, развил свою технику на точном копировании с произведений великих мастеров гравюры (плодом этих ра­бот было издание в 1734 г. сборника «Impostures innocentes»). Умер П. в Амстерда­ме, куда он переселился вместе с отцом, 8 мая 1733 г. Из произведений П. особенного внимания заслуживают иллюстрации к обширному труду «Ceremonies et Coutumes religieuses de tous les peuples du Monde representees par des figures dessinees de la main de Bernard Picart», Amsterdam (1723—1743); кроме того, нужно выделить его иллюстрации к Буало (1718 г.), к Фонтепеллю (1728 г.), 24 «эпиталама», награ­вированных по случаю великосветских браков, и ряд портретов с оригиналов Ван Дейка, Неллера, Пиля, в. д. Верфа и др. В Лувре хранятся серии рисунков Пика­ра — «Типы нищих» и «Костюмы синьоров, дам, актеров и проч.». Ближайшими к Пикару иллюстраторами были L. E Du Bourg и С. de Putter. Много общего есть между Пикаром и последними голландскими жанристами — Boyer, Horemans, Heemskerk и, наконец, «голландским Хогартом» — Троостом.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.