История живописи
Французская живопись с XVI по XVIII вв.
IV - Последователи Калло
4 - Жан Лепорт, Шово, Берэн
Настоящее место Жана Лепотра — в истории архитектуры39. Там он, наряду с Лебреном, является самым ярким выразителем во Франции «разбушевавшегося» барокко и одним из гениальнейших виртуозов декоративного искусства вообще. Но и в истории живописи нельзя его обойти молчанием. В бесконечном ряде своих офортов Лепотр дал не только превосходные идеи архитектурных сооружений, убранства, мебели, золотого и слесарного дела, садов, фонтанов, но и прекрасные проекты картин самого разнообразного характера. Пиши мастер красками, он, быть может, оказался бы наиболее опасным соперником Лебрена. Сочинение у него, во всяком случае, свободнее, движения экспрессивнее, контрасты ярче, самые приемы техники выдают более пламенный темперамент. Но, видно, наплыв творческой фантазии у мастера был такой силы, что ему не хватало времени в большую величину разрабатывать свои мысли40. Ярость творчества, неостывающий темперамент составляют самую суть и прелесть его художественной личности.
Упомянув в истории живописи Леклерка, Пикара и Лепотра, следует назвать еще двух графиков эпохи Людовика XIV: Шово и Берэ-на. Первый41 обыкновенно довольно схематичен, однако в счастливые минуты и ему удается создавать композиции (особенно в иллюстрациях к поэмам и романам), в которых живет ясность мысли и прекрасный лад Пуссена. Берэн42, вместе с Пикаром, означает в области графической орнаментики тот переход от тяжелой пышности Лебрена к игривой грации Regence, который в живописи отмечен творчеством Н. Куапеля, Одрана, Жилло и прочих предвестников Ватто. Затейливые арабески мастера создали даже целую вкусовую систему «le gout de Berain», означавшую конец торжественного величия и начало века веселой непринужденности.
4 - Жан Лепорт, Шово, Берэн
5 - Пьер Бребьет, Рэмон Лафаж39 Jean Lepautre или Le Pautre, брат архитектора Антуана Л., родился в Париже 28 июля 1618 г.; ученик плотника и резчика А. Фелиппона, преподавшего Лепотру и начала в архитектуре. В 1677 г. он избран членом Академии; умер Л. в Париже 5 февраля 1682 г. Согласно Мариетту, творение мастера достигает 1440 листов, по новейшим подсчетам — 2000, самых разнообразных сюжетов. Живописных произведений Лепотра не сохранилось. 2-е издание полного собрания его сочинений относится к 1751 г. См. D. Guilmard «Les maitres ornementistes», Paris, 1880.
40 Среди офортов Лепотра большого интереса заслуживают (не особенно многочисленные) костюмные листы и пейзажи. Правда, последние лишены интимного чувства природы и всегда несколько театральны. Однако некоторые из них с архитектурами предвещают лучшие произведения Паннини и Гюбера Роббера; другие, изображающие гавани, напоминают Клода; третьи, с густыми партиями листвы и полные превосходного ритма, являются достойными отражениями самого Пуссена.
41 Francois Chauveau родился в Париже 10 мая 1613 г.; ученик Л. де ла Гир. Первое время Ш. писал картины, затем всецело обратился к гравюре; в 1663 г. он член Академии; умер художник 3 февраля 1676 г. в Париже. Лучшими оригинальными листами Ш. являются иллюстрации к переводу (Бенсерада) Овидия (1676 г.), к Библии, к «Освобожденному Иерусалиму», к «Фарсале», костюмы карусели 1662 г., 50 листов «Les Delices de Г Esprit». Всего же творение Шово простирается до 3000 номеров. Оба сына Ш., живописец Evrard и архитектор Rene, были выдающимися художниками, часть жизни прожившими в Швеции. См. «Receuil de reimpressions d'opuscules rares... publies par les soins de M. M. Th. Arnauld et... Montaiglon etc.», Paris, 1854.
42 Jean Berain, архитектор, рисовальщик и гравёр, родился в С. Миеле в 1639 г.; ученик (вероятно) Жиссе, место которого при дворе (камерного рисовальщика) он занял в 1673 г., — и Лебрена, после которого он унаследовал его обязанность наблюдения над декоровкой кораблей; с 1677 г. Б. жил в Лувре, где он и умер 25 января 1711 г. К сожалению, очень трудно отделить творение старого Берэна от его сына (1674—1726), работавшего совершенно в духе отца. Творение Берэна содержит самые разнообразные сюжеты, но особенно много приходится на долю стенных гротесков, мебели и предметов обстановки, а также театральных костюмов.