Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
IV - Последователи Калло

2 - Абрахам Босс


А. Босс. Дремлющие девы

При всей склонности к рассуждениям, к моральной проповеди, не­многим больше душевности у Абрахама Босса, искусство которого сво­им возникновением также обязано примеру Калло35. Зато нет во всем французском XVII в. художника, который был бы более щедр на «ко­стюмные документы», нежели этот график-хроникер парижской жизни.

Босс не обладает большой фантазией в смысле mise en scene, a его персонажи скорее напоминают марионеток, чем живых людей, и все же показную 

Себ. Леклерк. Руины

сторону своего времени он передал прекрасно. Из его бесчисленных листов мы знакомимся с тем, как жили люди в дни Людовика XIII и чем они интересовались. Кавалеры и пресьёзы де­лают свои покупки в магазинах Place Royale, сплетничают вокруг аль­кова роженицы или отплясывают на вечеринках. Иногда мы прони­каем ко двору, видим самого короля, кардинала, фаворита Сен-Мар­са, Анну Австрийскую ибудущего «Короля-Солнце». Чаще же всего мы присутствуем при занятиях и скромных радостях людей среднего круга. 

 

 

Примечания

35 Abraham Bosse, сын портного (кальвиниста), родился в Туре в 1602 г.; в 1622 г. он копирует четыре офорта лотарингца Белланжа; вероятно, в 1624 г. поселяется в Париже; в год приезда Калло в Париж, Б. гравирует костюмные листы с характер­ных рисунков любителя Сент-Иньи («Le jardin de la noblesse francaise» 1629 г., за которым последовал другой сборник с того же автора — «La noblesse francaise a l'eglise); в 1636 г. появляется вполне самостоятельная работа Босса «Figures au naturel tant des Vetements que des Postures des gardes Francaises»; в 1632 г. он женится на до­чери часовщика в Туре, Катерине Сарраба; к 1633 г. относятся первые значитель­ные серии бытовых композиций «Le Mariage a la ville», «Le Mariage a la campagne», и к тому же году относится гравюра, изображающая церемонию посвящения в ка­валеры ордена Св. Духа; далее следуют много исторических и портретных листов, а также бытовые сюжеты: «Безумные и мудрые девы», «Пять чувств», «Времена года», "Четыре возраста» и, наконец, ряд книжных иллюстраций (для «Le livre du Juste» Дюперрона 1635 г., для романа Гомбревиля «Polexandre», для поэм Юрфе «Astree» и Шапелэна «La Pucelle»). В 1643 г. появляются две книжки Босса, популяризующие открытие геометра Дезарга в перспективе; в 1645 г. он выпускает свой «Traire des manieres de graver en taille douce», в 1649 г. подносит Академии, не будучи ее чле­ном, но состоя преподавателем при ней перспективы, свое теоретическое сочине­ние «Des Sentiments sur la distinction des manieres diverses de peinture, dessein et graveures, et des orifmaux d'avec leur copie»; позже, однако, возникли недоразумения между художником и Академией, отказавшейся дать свой патронаж для выпускае­мых Боссом трудов и исключившей, наконец, сварливого мастера в 1661 г. из числа «назначенных»; в 1662 г. эдиктом короля закрыта основанная им свободная школа; в 1665 г. он издает свой «Traite des Pratiques geometrales et Perspectives enseignees dans 1'Academie Royale», в котором художник воспроизвел письмо Пуссена, довольно строгое, к главному врагу Босса, Эррару, и в 1667 г. еще одно теоретическое сочинение: «Le peintre converti aux precises et universelles regies de son art», направленное против Лебрена. Последние годы Б. иллюстрирует руководство по химии и таблицы к бо­таническому атласу. С 1668 г. художник был вдовцом. Умер Б. в Париже 14 февраля 1676 г. См. G. Duplessis «Catalogue de l'Oeuvre d'A. Bosse» (отд. оттиск из «Revue Universelle des Arts», 1859) и Antony Valabregue «Ab. Bosse» в серии «Les artistes celebres».

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.