Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XV - Последователи Ватто

5 - Жан Батист Удри, Шарль Парросель

П. Сюблейра. Мастерская художника в Рима. Венская Академия Художеств

В одну категорию с названными художниками можно еще зачис­лить и баталиста Шарля Парроселя, сына знакомого уже нам Жозефа Парроселя, не менее, нежели отец, заслуживающего быть зачислен­ным среди «колористов»201. Однако принадлежность Шарля Парросе­ ля к поколению Ватто сказалась в том, что его живопись приобрела большую цветистость, легкость и элегантность, нежели густая и чер­новатая манера ученика Бургиньона и подражателя Розы.

П. Сюблейра. Пир у Симона-Фарисея. Офорт с картины в Капитолийском музее

Две картины Парроселя, предназначенные для воспроизведения в шпалерах и изображающие прибытие турецкого посольства в Тюиль­ри, принадлежат, наряду с «Историей Эсфири» де Труа, к самому пыш­ному, что создано «эпохой раннего рококо», и в то же время эти кар­тины служат памятником тонкого и умного изучения Парроселем Ват­то. Среди всяких «turqueries», вошедших в такую моду в XVIII в., эти «турецкие кавалькады» поражают удивительно тактичным (напомина­ющим Стефано дела Белла) смешением реализма с фантазией, и ка­кой-то минимум условности сообщает чарующий привкус фантастики тому, что без этого элемента являлось бы лишь точной иллюстрацией к камер-фурьерскому журналу. И в лучших других своих вещах Пар­росель всегда умеет, в меру угождая требованиям придворного прото­кола или штаб-квартиры, оставаться вполне в сфере живописи.

Последнюю особенность разделяет с ним еще один из больших ху­дожников поколения Ватто — Удри, специализировавшийся на «вой­нах мирного времени» — на охотах202. Большие композиции Удри, изоб­ражающие «лесные увеселения» Людовика XV, тем и замечательны, что они в одно и то же время очень точные снимки с натуры и чудес­ные декорации для стен. Мало кто из художников XVIII в. дает такое обилие материала в смысле костюмов, экипажей, сбруи, всевозмож­ных специальных предметов, как Удри в этих своих «протоколах». А между тем мастер так тонко нюансирует пятна красок, так ритмич­но располагает группы, а главное — так умеет передать поэзию осен­ней чащи, что и люди, наименее понимающие толк в специальном искусстве охоты, способны наслаждаться картинами Удри, невольно поддаваясь их благородной праздничности.

Однако Удри знаменит не одними «Охотами», но и своими натюр­мортами, а также пейзажами, представляющими соединительное зве­но между живописью голландцев XVII в., ван дер Мейленом, Депор­том с одной стороны, и Шарденом, Фрагонаром и Луи Моро — с дру­гой. В картинах мертвой натуры Удри чувствуется, что он прошел школу Ларжильера, заставлявшего его усиленно изучать Рубенса; все у него более красочно, нежели у Депорта, более живописно: чувству­ется уже то осознание живописной задачи, которая с полной яснос­тью проявилась в «Сезанне XVIII в.» — в Шардене. В пейзажах Удри поражает своим реализмом, полным отсутствием подстроенности. При этом и здесь он остается всегда в пределах художественности и избе­гает сухой ведутной съемки. Единственно, в чем Удри иногда теряет свой художественный такт, это в «портретах» разных зверей, особен­но собак. Но здесь оправданием ему служит то, что подобные карти­ны писались мастером исключительно по заказу короля, не особенно тонко понимавшего живопись и с тем большим интересом следивше­го за пополнением своих конюшен, псарен и зверинцев. Зато огром­ные знания, приобретенные Удри при таком удовлетворении коро­левских прихотей, пригодились художнику в его свободных компози­циях с фигурами из животного царства, иллюстрирующими басни Лафонтена. Последние работы, так же, как и «Охоты», оказались к тому же чрезвычайно пригодными для воспроизведения в шпалерах, и tapisseries de Beauvais, тканные по картонам Удри, принадлежат к самому замечательному, что создала эта отрасль декоративного ис­кусства.

Примечания

201 Charles Parrocel, второй сын знакомого уже нам Жозефа П., родился в Пари­же 6 мая 1688 г.; ученик своего крестного отца Лафосса. Семнадцати лет юноша поступил в кавалерию, в которой он прослужил два года, но затем вышел в отстав­ку, после чего он отправился (в 1712 г.) в Италию в качестве пенсионера короля. По возвращении на родину художник в 1721 г. получает от герцога д'Антэна заказ на­писать для короля-две большие картины, изображающие «Приезд турецкого посоль­ства», по которым были вытканы гобелены (оригинал в Версале); в том же году он академик за картину «Сражение инфантерии и кавалерии». В 1744 г. Парросель адъ­юнкт-профессор, в 1745 г. — профессор. В походе 1744—1745 гг. художник сопро­вождает короля и присутствует при битве при Фонтенуа. Умер П. после третьего апоплексического удара, 25 мая 1752 г., в своей квартире в «Гобеленах». По катало­гам «Салона» видно, что П. писал исключительно боевые и охотничьи сюжеты. Картины мастера хранятся в Лувре (красивый, сверкающий серебром «Привал Maison du roi», бывший на выставке 1737 г.), в Версале (между прочим, два портре­та Людовика XV), в музее Амьена. Четыре картины Парросель исполнил для датс­кого короля. Кроме того, мастеру принадлежат гравюры по собственным рисункам к книге de Gueriniere «Ёсо1е de cavallerie» (Paris, 1736). См. H. Parrocel «Monographie des Parroceb, Marseille, 1861; A. Taillandier «Les derniers des Р.» в «Archives de 1'Art Francais», VI, стр. 56; P. Parrocel «Les Parrocel" в «Reunions des soc. d. B. A. des dep.», 1894, стр. 203, и 1895, стр. 729.

202 Jean Baptiste Oudry родился в Париже 17 марта 1686 г.; сын «мастера живопи­си» и торговца картинами на Pont Notre-Dame (мать У. принадлежала к семье известного гравёра на дереве — Папильона). Получив первоначальное образование под руководством отца, У. затем поступает к Ларжильеру, полюбившему его, как сына; 21 мая 1708 г. У. принят в число членов Академии св. Луки за картину «Св. Иеро-ним»; в 1714 г. он причислен к «мэтризе», а в 1717 г. избран профессором ее школы. В том же году он избран академиком Королевской Академии за картину «Изобилие с атрибутами». В 1739 г. он адъюнкт-профессор Королевской Академии; в 1743 г. — профессор. С 1735 г. мастер состоит директором шпалерной мануфактуры в Бовэ, а также суперинспектором Гобеленов. Умер художник 30 апреля 1755 г. в Бовэ. Любо­пытно, между прочим, что портрет, писанный У. с Петра I в бытность его в Пари­же, так понравился царю, что он пригласил Удри к себе на службу, однако герцог д'Антэн убедил мастера остаться во Франции, и У. должен был скрыться в момент отъезда государя. Выставлял Удри сначала на Expositions de la Jeunesse, позже в «Са­лоне» (с 1737 по 1753 гг.). Среди массы означенных в каталогах выставок сюжетов, большая часть — натюрморты, охоты, пейзажи и изображения отдельных животных. Особенно заинтересовывают в «Салоне» 1743 г. семь картин, исполненных Удри для кабинета M-r Premier, среди которых несколько, вероятно, сильно напоминали ком­позиции Кастильоне, и в «Салоне» 1750 г. большая картина, изображавшая «Конец королевской охоты», в которой все, начиная от персонажей, кончая пейзажем (с Сен-Жерменским дворцом в фоне), было «точно портретировано» с натуры. В 1751 г. Удри, между прочим, выставляет картину dans le genre flamand. В настоящее время картины У. хранятся в Лувре, в Шантильи, в Трианоне («Жатва» и «Сбор виногра­да»), в Компьене («Людовик XV охотится на кабанов»), в музеях Амьена, Арраса, Безансона, Дижона, Лилля, Метца (сюжет басни Лафонтена), Монпелье, Нанта, Орлеана, Руана, Тулузы (автопортрет). Во флорентийском Bargello хранятся лучшие экземпляры серии прекрасных гобеленов, изображающих «Охоты короля» и ткан­ных по картонам мастера, хранящимся в Фонтенбло. Эрмитаж обладает двумя от­личными натюрмортами У., принадлежащими к ранней поре его деятельности (1721 г.). Художником награвировано 75 офортов; с него гравировали Леба, Авелин, Сильвестр, Доле, Базан, Тардье. Удри автор двух докладов: «Sur la maniere d'etudier les couleurs» и «Sur les soins, qu'on doit apporter en peignant». См. его биографию L. Gougenot в «Memoires inedits", т. II, стр. 365, и «Memoires pour servir a I'Eloge de M. Oudry» в «Revue universelle des Arts", т. VIII., стр. 234.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.