Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XV - Последователи Ватто

2 - Искусство Ланкре

Н. Ланкре. Зима. Гравюра Леба

Н. Ланкре. Весна. Императорский Эрмитаж

Зато есть область у Ланкре, в которой он изумителен, — это деко­ративная живопись. Сейчас мы можем судить о ней вполне только по трем панно в Musee des Arts decoratifs, но и их достаточно, чтобы признать в нем одного из самых тонких «уборщиков» истории искус­ства — почти равного Ватто192. Что это была за культура, которая вы­работала такую легкость, такую мягкость, такую ласковость! В ком­нате с такими капризами и фантазиями по стенам не могли посе­литься ни забота, ни горе, ни даже старость. Глядя на эти оторванные от какой-то гостиной панно, и сейчас как бы слышится переливча­тый смех женщин, веселое потрескивание восковых свечей в сереб­ряных канделябрах и таинственное брожение шампанского в хрусталь­ных чашах. Погибли все бесчисленные кабинеты с такими уборами в petites maisons «партизанов», «генеральных фермеров», «сеньоров» и «руэ», в Тампле и в Пале-Рояле после того, как их слишком юная прелесть превратилась в укор увядающим ловеласам и прелестницам. Вместе с прочей «вышедшей из моды» отделкой, эти шедевры из ше­девров вышвырнули в мусорную яму, распилили на дрова, отдали при­слуге на хозяйские надобности.

Впрочем, любая картина Ланкре, в которой не слишком навязчив сюжет, — чарующий стенной убор. Все — самые недостатки: и «мань­еризм» мастера, и однообразная, столь типичная для французов уд­линенность фигуринок193, и кукольность лиц, и орнаментальность в трактовке пейзажа и околичности, и пикантная аранжировка красоч­ных пятен с ударами ясной лимонной желтизны, нежной лазури и густого сурика среди мягких коричневатых гармоний пейзажа —все это и, наконец, самое письмо Ланкре, его «скоропись», его острая, меткая, нервная, остроумная игра кистью сообщают всем произведе­ниям мастера скорее характер каких-то украшений для столовых и для будуаров, нежели действительно картин, «имеющих силу посто­ять за себя». В музеях даже лучшие картины мастера как-то увядают, и настоящее им место на стенах дворцов.

Жан-Франсуа де-Труа. Беседа в саду. Гравюра Кошэна

Вместе с Клодом Одраном, Ватто, Патэром и Ланкре, излюблен­ными декораторами эпохи регентства и раннего Louis XV были Лажу194 и Кристоф Хюэ195.

Примечания

192 Nicolas Lancret родился 22 января 1690 г. Ученик Пьера Дюлена и Кл. Жилло. Новейшие исследователи отрицают, что он был в полном смысле учеником и Ват­то, но возможно, что Л. обязан советам мастера, направившим его на изучение на­туры. 24 марта 1719 г. Л. принят в Академию в качестве «peintre de fetes galantes»; в 1735 г. он «советник» Академии. Единственным приятелем мастера был Лемуан, с которым он любил посещать собрание знаменитых мастеров, причем большие зна­ния Ланкре создали ему репутацию отличного эксперта. Умер художник, не успев образовать ни одного ученика, 14 сентября 1743 г. С 1722 г. он принимал участие на уличных «Выставках юношества»; с 1737 г. выставлял свои произвденеия в офици­альном «Салоне». Картинами Л., кроме Лувра, обладают музеи «des Arts decoratifs* в Париже, Безансоне, Нанте, Орлеане, Перпиньяне, Шантильи, Руане, Берлине, Дрездене, Лондоне (собрание Уоллеса), дворцы Сансуси, Гатчинский и в Потсдаме, целый ряд частных собраний (среди них Альф. Ротшильда и принцессы де Пуа в Париже). Эрмитаж обладает пятью картинами мастера, из которых две — «Весна» и «Лето» — относятся к его шедеврам. Превосходная картина мастера находится и в Румянцевском музее в Москве, где она долгое время значилась под именем Патэра. Более 80 картин Л. были гравированы первоклассными мастерами — Лармесеном, Тардье, Кошеном и др.

193 Столь типично французский «канон» фигурок Ланкре восходит еще к Лек-лерку, Сильвестру, Калло и пропущенному нами лотарингцу Жаку Белланжу (1594— 1638). Тот же удлиненный канон мы видели и в школе Фонтенбло.

194 Jacques de Lajoue родился в 1686-м или в 1687 г. в Париже; принят в академи­ки 26 апреля 1721 г. за «архитектурную картину»; выставлял в 1721 г. на Exposition de la Jeunesse, а с 1727 по 1753 г. в «Салоне» самые разнообразные сюжеты, как-то: «Отдых охотников», «Нептун с атрибутами», «Султан с султаншей в саду», «Мари­на», «Адские муки язычников», «Морская гавань, кораблекрушение и бурные вол­ны», «Ученый кабинет, библиотека и другие атрибуты», «Античная гробница», «Мра­морная гостиная, украшенная фигурами турок», «Дама за туалетом», «Дама, сидя­щая на балюстраде в саду», «Закат солнца», «Концерт на берегу при луне», «Дворец, окруженный каскадами», «Аллегория на славу короля», несколько батальных сю­жетов. Нужно, однако, думать, что большинство этих картин (из которых ни одна, кажется, не дошла до нас) были трактованы чисто декоративным образом. Сохра­нились от Лажу его собственный портрет с семьей (бывший на выставке 1737 г.) в Версальском музее и ряд гравюр, частью воспроизводящих те декоративные рабо­ты, которыми мастер украсил кабинет герцога де Пекиньи (изданы в 1737 г.) и дру­гие аристократические дома. Умер художник 12 апреля 1761 г. в Париже. См. не­большую статью о нем в «Magasin Pittoresque», 1867, стр. 9.

195 Время написания «Singeries» обоих кабинетов в Шантильи обозначено на од­ном из панно 1735 г. Композиции Хюэ были уже гравированы на 12 листах Guerard'oM под заглавием «Les singeries ou Differentes action de la vie humaine representees par des singes». Кристоф Хюэ умер в 1759 г. и, следовательно, его нельзя идентифицировать с художником, выставлявшим натюрморты и животных под име­нем Huet le Jeune в «Салоне» 1762 г., до того, в 1753 г., участвовавшим на выставках Академии св. Луки картинами «Буфет», «Ваза с цветами» и т. п., а в 1756 г. — «Un tableaux representant le coin d'un parterre en semi doubles» и тремя натюрмортами. В собрании А. 3. Хитрово находились два прелестных декоративных панно во вкусе живописи в Шантильи с турецкими персонажами, считавшиеся работами Кристо-фа Хюэ. См. «Старые Годы», 1912, декабрь, и L. Dimier «Chr. Huet peintre de chinoiseries et d'animaux» в «Gazette d. В. A.», III пер., XIV, стр. 353, 487.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.