Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XV - Последователи Ватто

4 - Пьер Сюбрейла

Ж. Ф. де-Труа. Гермафродит и Сальмацис. Гравюра Долле

Какая-то «внутренняя прозаичность» вредит и де Труа в его деко­ративных композициях, несмотря на весь изумительный блеск его кра­сок, на неисчерпаемость его фантазии и даже на совершенное его зна­ние «законов украшения». Говорить нечего, что в смысле силы гобе­лены де Труа оставляют далеко позади себя не только работы Куапелей, но и Жувене. Однако что-то мучительное все же присуще им. Они чересчур богаты, чересчур роскошны; они как-то «затяжеле-ны всем своим совершенством». Даже в смысле режиссерской распо­рядительности де Труа заходит за какие-то границы дозволенного; он слишком пышно строит группы, слишком отчетливо выдвигает фа­булу, слишком драматизирует положение. Однако и из такой наполо­вину отрицательной характеристики явствует, какое исключительное место занимает мастер и какого интереса он заслуживает. Непонят­но, как до сих пор не нашлось исследователя, который посвятил бы обширное, строгое и любовное исследование этому художнику, дос­тойному, во всяком случае, занимать место среди самых блестящих мастеров французской живописи199.

С де Труа имеет много общего один из превосходных живописцев того же времени, обыкновенно зачисляемый в ряды академиков, — Сюблейра200. Зачисление это не лишено основания. Сюблейра более подчинен академической дисциплине, нежели де Труа; его шедевры носят явную печать изучения Ланфранко, Гверчино, Пуссена, Лесюэ-ра, и забота о «благородстве» несколько заслоняет в «Императоре Ва­лерии» и в «Св. Рохе» подлинные красочные достоинства этих про­славленных картин. Но, с другой стороны, и эти картины принадле­жат к самому блестящему, что создано академизмом, а кроме того, Сюблейра автор трех прелестных жанровых картин (в Лувре), совер­шенно в духе Ланкре иллюстрирующих сказки Лафонтена, его же кисти принадлежит не менее красивый, нежели любой Ларжильер, автопортрет в Уффицах и, наконец, перед восхитительной его «Мас­терской художника» в Венской Академии останавливаешься в пол­ном изумлении, не зная без справки в каталоге, кому из самых боль­ших приписать эту чарующую своим серебристым тоном и своей ис­кренностью картину.

Примечания

199 Jean Francois de Troy (Detroy), сын упомянутого нами выше Francois de Troy, родился в Париже в 1679 г. Ученик своего отца. Девятнадцати лет Ж. Ф. принял участие в конкурсе на римскую поездку, однако не получил премии, что побудило отца послать сына в Рим на свой счет. В Италии (в Риме, Пизе и Венеции) Ж. Ф. прожил около девяти лет, и лишь настойчивые требования отца, прибегнувшего даже к помощи французского посланника во Флоренции, заставили художника вер­нуться на родину. В том же 1708 г., 28 июля, Ж. Ф. зачислен «назначенным» и при­нят в один и тот же день в академики за картину «Смерть Ниобеи и ее детей». Адъюнкт-профессор — в 1716 г., профессор — 30 декабря 1719 г., королевский сек­ретарь du grand College (это место художник получил на средства своей жены) — в 1737 г. Невозможность находить во Франции достаточный заработок, который по­крывал бы огромные расходы художника, заставила его искать место директора Римской Академии, которое и было ему дано в январе 1738 г.; одновременно с этим д. Т. был пожалован орден св. Михаила. В Риме, где мастер был избран principe Академии св. Луки, им закончены серии картонов для шпалер, изображающие «Ис­торию Эсфири» и «Историю Язона». Разорение, вызванное тем, что д. Т. принуж­ден был вернуть после смерти своей жены родственникам ее богатое приданое, ото­звалось на его разуме и на его творчестве. В расчете на получение казенной кварти­ры в Лувре и недовольный администрацией, де Труа заявил было о своем желании вернуться на родину, но пораженный резким приказанием безотлагательно после­довать за посланником герцогом де Нивернуа, готовившимся к отплытию из Чиви-тавеккии, он заболел острым припадком и умер неделю спустя, 26 июня 1752 г. Впрочем, до самых последних дней д. Т. не бросал кистей. Творение Ж. Ф. де Труа было бы огромным, если бы значительная часть его декоративных работ не погиб­ла. Для одного г. де ла Лив он написал 36 композиций, украшавших дворец этого мецената. В настоящее время произведения д. Т. находятся в Лувре (6 картин, сре­ди которых «La toilette d'Esther», написанная еще до отъезда в Рим, и «Церемония ордена Св. Духа 1732 г.»), в Шантильи, в музеях Безансона (портреты), Дижона, Монпелье («Ниобея»), Нанси, Нима («Спящая жница» и «Паралитик»), Орлеана, Руана, Берлина, в лондонском «Кенсингтонском музее», во дворце Сансуси, в не­которых церквях Рима, в частном собрании О. Гульдшинского в Берлине. В Эрми­таже мастер прекрасно представлен шестью картинами, из которых две неправиль­но значатся под именем его отца. Гобелены «История Эсфири» находятся в Вер­сальском дворце, во дворце Фарнезе (французское посольство в Риме) и в доме французского посольства в Петрограде («Триумф Мардохея»). Известно еще, что д. Т. исполнил в 1735 г. для герцога Лотарингского (впоследствии императора) се­рию картонов с «Историей Психеи» и для датского двора в 1741 г. — четыре карти­ны с сюжетами «Метаморфоз». Гравировали с де Труа: Томасен (грандиозная ком­позиция «Чума в Марселе»), Кошен, Л. Кар, Парросель, Боварле и др. См. его био­графию Chevalier Valory в «Мёш. Ined. Sur la vie des members de FAcademie».

200 Pierre Subleyras родился в Uzes (деп. Gard) в 1699 г. До 15 лет ученик своего отца Матье С., затем — славившегося по всему югу Франции и действительно ис­кусного художника Antoine Rivalcz в Тулузе. В 1724 г. С. прибывает в Париж; два года спустя получает заграничную поездку. В Риме он живет с 1728 г. и женится на известной миниатюристке Марии Феличе Тибальди (1739), на сестре которой был женат другой французский художник, с которым мы встретимся ниже, — Тремоль-ер. В Риме Сюблейра имеет огромный успех как при папском дворе, так и среди кардиналов и римской аристократии. Наибольшее впечатление произвела его кар­тина, написанная для исполнения мозаикой в Сан-Пьетро — «Обедня св. Василия Великого» (1745 г.), с которой мастер, по желанию любителей, должен был сделать несколько повторений (одно из них и эскиз к фигуре священника достались Эрми­тажу). Умер Сюблейра в полном расцвете таланта 28 мая 1749 г. К сожалению, в последние годы он был все время болен и, быть может, в этом обстоятельстве сле­дует видеть причину, почему знаменитый мастер не оставил почти никаких средств своей семье. Для характеристики малоисследованной личности С. важно сведение, что он очень увлекался науками, литературой и музыкой. Картины С. находятся в Лувре, в Версале (превосходный «Портрет папы Бенедикта XIV»), в музеях Монпе-лье, Нанта, Нима, Орлеана, Тулузы («Коронация Людовика XV»), Руана, Дрездена, Берлина, в Венской Академии, в Уффицах, в римской галерее Барберини. См. «Les tableaux de la jeunesse de Subleyras» в книге Ph. de Chennevieres «Recherches sur la vie de quelques peintres provinciaux», т. TV, стр. 213.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.