Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Испанская живопись с XVI по XVII век
III - Художники Севильи и Валенсии

3 - Эррера

То, что сообщает черту безумия искусству Греко, мы найдем и у Эрреры, но, кроме того, в творчестве этого «одержимого» звучат ноты, характерные для позднейших ро­доначальников и представителей романтизма: для Сальватора Розы и Маньяско, для Гойи и Де­лакруа. Дерзкая кисть Эрреры могла уже удостоиться прозвища «пьяная метла», как того удосто­илась кисть автора «Massacre de Scio»»; бравурность его приемов зачастую граничит с неряшливо­стью и хаотичностью, его краски в чрезвычайной мере насыщены, его образы в одно и то же время вульгарны, даже уродливы, и полны неподдельной мощи. В жизни Эррера был человеком очень предосудительных нравов и проявлял большую жестокость к самым близким. Веласкес, тонкий, умный и замкнутый, не мог дол­го ужиться в мастерской этого чудака и предпочел царившей здесь вечной буре опрятную и тихую мастерскую-кабинет эстета Пачеко28. С другой стороны, как показательно для того уважения, которое Эррера все же внушал своим искусством, то, что, уличенный в изготов­лении фальшивой монеты (мастер, кроме живописца, был медалье­ром), Эррера был все же помилован королем, лишь выразившим удив­ление, как может создатель великолепных картин прибегать к воровским способам заработка.

Примечания

28 Francisco Pacheco, сын Хуана Переса и Леоноры дель Рио, родился в Санлука-ре де-Баррамеда 3 ноября 1564 г.; очень юным потерял своих родителей, после чего был взят вместе со своими братьями на воспитание двоюродным дядей, каноником Франсиско Пачеко; последний был очень образованным человеком, писавшим ла-тинские стихи и принимавшим в своем доме в Севилье весь цвет ученого и художе-ственного мира; первым наставником юного Франсиско в живописи был в.(1583 г.) Luis Fernandez, упомянутый нами в биографии Эрреры-старшего; но, по-видимому, более всего был обязан юноша изучению «романистов» Варгаса и Педро Кампа-ньи, а также гравюр с Рафаэля. Сведения о том, что Пачеко отправился для завер-шения своего образования в Нидерланды и поступил там к Лукасу де Эре, пред-ставляются не заслуживающими доверия; с 1592 г. начинается самостоятельная деятельность Пачеко, — в этом году он берется написать для монастыря иезуитов в Марчене три больших образа; в 1594 г. он расписывает церковные штандарты для Америки; в 1596 г. к нему поступает (первый?) ученик; в 1598 г. по его проекту сооружается в соборе Castrum doloris в память скончавшегося Филиппа II; к 1599 г. относится «Св. Антоний», украшавший церковь в Lora del Rio; с 1600 по 1601 гг. он исполняет, вместе с довольно безличным севильцем Алонсо Васкесом (славившим-ся изображением фруктов), серию картин в монастыре Merced Calzada (две из них в Севнльском музее); в 1601 г. Пачеко заключает контракт относительно написания картины «Св. Семейство», причем предусматривался для образа идиллистически-натуралистический характер; в 1603 г. он исполняет плафоны с мифологическими сюжетами — полные академических трудностей (ракурсов) — для дворца герцога де Алькала в Севилье; к 1608 г. относятся образа святых в Прадо; приблизительно к 1610 г. — «Благовещение» в церкви университета Севильи, и в том же году П. берет-ся исполнить для Convento de S. Isabel ретабль с изображением «Страшного суда», который сам художник считал за свой шедевр; к 1611 г. относится подписная кар-тина «Предсмертное видение св. Петра Ноласко» (в собрании д. Хосе Гутиерреса в Севилье); в том же году Пачеко совершает путешествие в Кастилию и посещает в Толедо Греко; по возвращении в Севилью он открывает художественную школу, в которую и поступил (от Эрреры) юный Веласкес; к 1612 г. П. пишет «Кончину св. Аль-берта» (в собрании Сеперо) и большой ретабль, который ныне находится в при-ходской церкви Бренеса, близ Севильи; с 1615 г. Пачеко получает назначение быть живописным цензором, что отлично соответствовало и его богословским познани-ям и его педантичному нраву; к 1623 г. относится второе, меньшее «Благовещение» в университетской церкви, и в том же году он сопровождает Веласкеса, который был с 1618 г. женат на его дочери, в его вторичном путешествии в Мадрид; сохра-нилось известие, что здесь Пачеко пишет, между прочим, картину караваджеского характера; последнее дошедшее до нас достоверное произведение мастера — «Не-прочное зачатие» (в собрании Игнасио Галиндо) — помечено 1639 г.; в 1641 г. по-явилось знаменитое сочинение «Arte de la Pintura», над которым Пачеко работал в течение более 30 лет и которое содержит, кроме всяких эстетических рассуждений, массу весьма ценных исторических сведений (переиздано в Мадриде в 1866 г. под редакцией G. Cruzada Villaamil); в 1654 г. Пачеко скончался. Кроме упомянутых про­изведений, до нас дошли еще следующие картины мастера: «Св. Себастьян на одре после мученичества» в Алькале де Гвадаейра (отличается определенно натуралисти­ческим характером), «Мучение св. Себастьяна» в собрании д. Хуана Оливара в Се­вилье, несколько «Conception» (в сакристии «de los Calices» и в Sacristia Mayor со­бора, в церкви San Lorenzo 1620 г., уд. Хуана Оливара 1621 г.), «Передача ключей», писанная на меди (в Trascoro собора), на которой изображен вид города и ряд очень жизненных портретов. Часть зарисованных Пачеко портретов он собирался издать под заглавием «Libro de description de Verdaderos retratos de illustres у memorabiles Varones», однако намерение это ему не удалось привести в исполнение (последний обладатель интереснейшей коллекции, D. J. M. Asensio, издал ее в хороших репро­дукциях). Мнения современников о Пачеко были очень различны: Лопе де Вега срав­нивает его с Апеллесом; напротив того, художники относились к нему скорее сдер­жанно. Юсти очень удачно назвал Пачеко «холодным мечтателем». См. Н. Cook «Pacheco the master of Velasquez» в «Burlington Magazin», 1908; J. M. Asensio «Pacheco у sus obras», Sevilla, 1876. Рядом с Пачеко пользовался почти равным значением в качестве художника-энциклопедиста и теоретика его предшественник — кордовский живописец Pablo de Cespedes (1538—1608), приходившийся также племянником уче­ному канонику и получивший высшее образование в университете Алькалы; позже Сеспедес дважды посетил Рим, где он и сошелся с Цуккаро; в 1577 г. он назначен каноником в Кордове, что не помешало художнику часто наезжать в Севилью. Из трудов Сеспедеса заслуживают внимания: диссертация о Кордовском соборе, его трактат перспективы и его эстетическое сочинение «De la comparacion de la antigna у moderna Pintura у Escultura», а также фрагменты поэмы «La Pintura». Из живопис­ных произведений Сеспедеса до нас дошли несколько картин' в соборе Кордовы, ряд мелких картин в Мадридской Академии, «Тайная вечеря» в Севильском музее и четыре аллегорических изображения в соборе Севильи. Среднее положение между романистами первого периода и Пачеко занимают севильские живописцы: Anton Perez, автор ретабля 1574 г. в капелле Сантьяго Севильского собора и более значи­тельный Pedro de Villegas Marmolejo (1520—1596) — автор подписной «Встречи Ма­рии с Елизаветой» в соборе Севильи, образа «Virgen de los Remedios» в S. Vicente и картин (относящихся к последним годам мастера) в S. Lorenzo. К поздним «рома­нистам» принадлежит Vasco Pereyra (1535, Лиссабон — умер после 1598; картина 1583 г. в Дрездене.)

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.