Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Испанская живопись с XVI по XVII век
III - Художники Севильи и Валенсии

4 - Учитель Веласкеса

Что мог заимствовать Веласкес у гениального безумца? Несомнен­но, Веласкес, этот рожденный «живописный бог», развился бы при каких угодно условиях, и не Эррере он, во всяком случае, обязан всей своей методой, с виду простой и спокойной, на самом деле — столь ухищренной. Не успел и не мог он получить от своего первого учите­ля и питания для души, ту широкую и глубокую культуру, которая помогла ему пройти жизненный путь и проникнуть в самые замкну­тые слои испанского общества. И все же Веласкес недаром попал к Эррере и недаром провел в его мастерской несколько месяцев, ибо именно здесь должен был пробудиться в нем тот огненный интерес к жизни, который составляет самую суть его искусства.

Рибальта Старший. Видения св. Франциска. Прадо. Мадрид

 Для тех самых черт, которые сближают «аристократа-натуралиста» и характерного испанца Веласкеса с мятежным и пламенным «венецианцем» Греко, для них Веласкесу не надо было ездить в Толедо, и их он не мог при­обрести в обществе своего тестя, «живописного цензора» Пачеко.

Наоборот, несомненно, что эти­ми чертами он в значительной степени обязан Эррере. И не по­казательно ли, что начал «арис­тократ» Веласкес свою карьеру с таких же тривиальных, и все же прекрасных по своим живопис­ным качествам, изображений "кухонной и уличной» грязи, как те. которые ввел в моду натура­лист Эррера? Умение в окружа­ющей действительности и в са­мой «мертвой натуре» видеть жи­вописную жизнь — вот что Эррера дал Веласкесу и, вместе с тем всей испанской живописи.

Еще менее, нежели «предтечи» расцвета севильской школы, об­следован старший Рибальта, счи­тающийся за обновителя школы Валенсии29.

Примечания

29 Francisco de Ribalta род. 2 июня 1555 г. в Кастельоне-де-ла-Плана; мы не зна­ем имени первого учителя Рибальты в Валенсии, зато сохранился рассказ (похожий на легенду о Св. Массейсе) о любви художника к дочери своего наставника, побу-дившей Рибальту искать особого совершенствования в искусстве, и с этой целью отправиться в Италию; согласно старым историкам, здесь он усердно изучает Ра-фаэля, Караччи и Себастьяно дель Пьомбо, которого он неоднократно копировал; Юсти, напротив того, настаивает на влиянии Корреджо и Скидоне. Вернувшись в Валенсию и женившись на любимой девушке, Р. быстро приобретает известность, пользуясь покровительством архиепископа дона Хуана де Рибера; особенный успех имела его картина «Тайная вечеря», исполненная им для алтаря церкви Corpus Christi при «Colegio del Patriarca» (поныне там); в 1597 г. Р. работает для церкви в Андилье; кроме того, им созданы религиозные картины и ретабли для церквей Альгемеси, Карфагена, Торренте, Порта-Чели, Морельи, родного Кастельоне, Гранхи, Мад­рида, Толедо, Сегорба и Валь-ди-Кристо. Умер Рибальта 12 января 1628 г. Ныне главнейшие произведения мастера собраны в музее Валенсии: «Concepcion» из уп­раздненного монастыря San Felipe Neri, «La Virgen de Portacaeli», «Воскресение Хри­стово», «Св. Антоний-аббат», «Коронование Богородицы», «Св. Франциск, обни­мающий распятого Христа», «Распятие», «Св. Исидор», а также портреты и две ко­пии с Себастьяна дель Пьомбо. Без основания Франсиско Рибальте приписывается одна из фресок в зале «Audiencia». Наибольшей популярностью пользуется картина мастера в Прадо «Экстаз св. Франциска», происходящая из церкви капуцинов в Ва­ленсии и принадлежащая, вероятно, к позднему периоду его деятельности (если только не кисти его сына). Даровитый сын и ученик Франсиско Рибальты, Хуан де Рибальта, родился в 1598 г. Уже 1615 г. помечена великолепная, совершенно нату­ралистическая «Голгофа», перенесенная из S. Miguel de los Reyes в Валенсийский музей. Одно время Хуан был занят для дона Диего де Вич серией портретов знаме­нитых мужей Валенсии, пожертвованных собственником иеронимитскому монас­тырю «de la Muerta». Хуан славился и как поэт; в качестве такового он был в 1620 г. награжден во время празднеств по случаю беатификации св. Фомы Вильянуеэвы. Умер младший Рибальта в октябре 1628 г. в Валенсии. Произведения Хуана часто смешивают с произведениями его отца, а также с живописью странного, непосле­довательного, романтичного баталиста, ученика Орренте — Esteban March'a (род. в Валенсии в конце XVI в., умер там же в 1660 г.). Из остальных учеников старшего Рибальты нужно выделить: Gregorio Castaneda-y-Espina (зять Рибальты, умер в 1629 г.) и особенно плодовитого и ловкого, склонного к красноватым теням Jacinto Jeronimo de Espinosa (1600—1680), которому в Эрмитаже приписывают, едва ли основатель­но, довольно робкое «Бегство в Египет». Произведение Эспинозы можно видеть в церквях и музее Валенсии, в последнем: «Св. Семейство», «Явление Христа св. Петру Ноласко», «Кончина св. Луиса Бельтрама», «Месса св. Петра Ноласко» и портреты. Другой Эспиноза, Хуан, жил в начале XVIII в. и искусно писал фрукты.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.