Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Испанская живопись с XVI по XVII век
III - Художники Севильи и Валенсии

2 - Хуан де Руелас

Руелас. Мучение св. Андрея. Музей в Севилье

Херрера-Старший. Св. Василий. Лувр. Париж

У Руеласа мы найдем еще немало черт «традиционно-иконописно­го» характера, не вполне чужд он и реминисценций итальянских ма­ньеристов, с которыми он мог быть хорошо знаком хотя бы по тем произведениям, которые он видел в Севилье (Варгас) и во время своих поездок по Испании. Однако, с другой стороны, и там, где Руелас отдается во власть шаблонам и реминисценциям, всегда проявляют­ся и его горячее религиозное чувство, и его пылкий темперамент, и его порыв к жизни, а все это и означает, по сравнению с Варгасом, определенные шаги к освобождению, к зрелости. Иногда эти особен­ности сказываются в выражениях лиц, охваченных мистическим тре­петом, иногда (как, например, в двух «Conception» Берлинского и Дрезденского музеев) — во вполне уже достойных Веласкеса и Масо чарующих пейзажах, стелющихся позади условных и несколько за­стылых фигур. Мы знаем, кроме того, и такие произведения худож­ника, которые исполнены с совершенной отдачей вдохновению и с изу-мительно свободным мастерством. Сюда относятся особенно близкое к Греко «Сошествие Св. Духа» и три знаменитых шедевра Руеласа: ги­гантская «Битва короля Сантьяго» Севильского собора и две картины, попавшие из церквей Севильи в ее музей, — «Кончина св. Герменгиль-да" и «Мучение св. Андрея». Большинство существенных элементов искусства Сурбарана и Мурильо в этих произведениях уже налицо.

Дальнейший шаг к свободе в испанской живописи означает Эрре-ра-старший27. В истории искусства не много найдется таких порыви­стых и возбужденных художников.

Примечания

27 Francisco Herrera, называемый «el Viejo» в отличие от своего сына F. H. el Mozo, родился в Севилье в 1576 г.; по Бермудесу, он учился, одновременно с Пачеко, у Луиса Фернандеса, произведения которого не дошли до нас; согласно Юсти, Эрре-ра всего более обязан Руеласу. После обвинения мастера в изготовлении фальши­вой монеты, Э., во избежание наказания, принужден был искать убежища в мона­стыре иезуитов, откуда он вышел лишь после того, как Филипп IV, совершая свое путешествие по Андалузии в 1624 г., лично его помиловал. Кроме того, нам извест-ны следующие даты деятельности Э.: в 1610 г. он гравирует титульный лист сочине-ния лиценциата F. de Luque Faxardo, в 1616 г. пишет «Непорочное зачатие» для со-бора. 1617-м он помечает «Сошествие Св. Духа», находящееся у Лопеса-Сеперо, в 1629 г. вместе с Сурбараном создает серию картин для коллегии S. Bonaventura, 1642-м помечены рисунки в мадридской Biblioteca National и в British Museum; в 1647 г. Э. заканчивает четыре большие (ныне утерянные) картины для архиепископского дворца в Севилье; в 1650 г. он переселяется в Мадрид, где и умирает в 1656 г. Из произведений Э. до нас дошли, кроме упомянутых: алтарь в S. Martin, «Страшный суд в S. Bernardo, «Апофеоз св. Герменгильда» и «Видение св. Василия» в музее Севильи, картины из S. Bonaventura, которые ныне находятся у герцога Кларендо-на в The Grove, близ Watford'a, «Св. Василий среди отцов церкви» в Лувре, «Раска­яние св. Петра» в сакристии Севильского собора, караваджеская картина в собра-нии гр. Чернина в Вене «Музыканты», великолепная в своем смелом реализме кар-тина Нантского музея «Слепой музыкант» и «Нищий в соломенной шляпе» Авиньонского музея. Сын Эрреры-старшего, Francisco Herrera el Mozo, принадле­жит к совершенно иному кругу художников, нежели его отец, к кругу элегантных, несколько «театральных» маньеристов; тем не менее и в нем можно найти в техни­ке и даже в его композиционных затеях черты сходства с «оборотом мысли», свой­ственным отцу. Эрреру-старшего можно рассматривать как одного из предводите­лей грузного, пышного и несколько кошмарного испанского барокко; Эррера-млад-ший — даровитый и моментами пленительный эпигон того же течения. Родился он в 1622 г. в Севилье; обокрав отца, который отличался по отношению к нему чрез­вычайной жестокостью, «el Mozo» отправился в Италию, в Рим, где приобрел себе известность изображением «кухонных картин», в которых главную роль играли рыбы, за что художник и удостоился прозвища «Spagnuolo degli pesce» (примером таких «бодегонов» является, по мнению А. Л. Майера, картина в собрании Ф. Ганса во Франкфурте «Завтрак нищих детей»); приблизительно около 1656 г. художник снова живет в Севилье; этим годом помечена его картина «Торжество евхаристии» в соборе Севильи (эскиз к ней в S. Juan de la Palma); ближе всего к отцу (и одновре­менно к Рубенсу) Э. подходит в своем «Апофеозе св. Герменгильда» в Прадо; в 1657 г. он создает для капеллы св. Франциска Севильского собора картину «Св. Франциск, несомый ангелами»; в 1660 г. Э. принимает участие в основании Севильской Ака­демии, но вскоре после того он переселяется в Мадрид, где и умирает в 1685 г. В Мадриде Эррера эль Мосо работает над фресками в S. Felipe el Real, в церкви «Atocha» и в «Convento de los Recoletos», — эти произведения, к сожалению, частью погибли, частью дошли до нас в самом плачевном состоянии. Отметим еще, что у графа del Aquila находился ряд картин Э., изображавших бой быков. Из учеников старшего Э. (кроме Веласкеса) заслуживает внимания Sebastiano Llano у Valdes, тот самый художник, который в 1637 г. был ранен Алонсо Кано (в 1660-х гг. был не­сколько раз президентом Академии; упоминается в последний раз в 1673 г.); живо­пись Льяно-и-Вальдеса отличается широкими приемами, но и некоторой слащаво­стью красок; наибольшей популярностью пользуются две картины мастера, отно­сящиеся к 1668 г. (в капелле св. Иосифа в Севильском соборе): «Призвание апостола Матфея» и «Христос и фарисеи».)

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.