История живописи
Французская живопись с XVI по XVIII вв.
VII - Клод Лоррен
2 - Личность Лоррена
Как вообще образовался Клод, мы не знаем. Безусловно достоверно только то, что он состоял сначала слугой, потом учеником одного из учеников Бриля — Агостино Тасси, буйного авантюриста и ловкого виртуоза-живописца91. Больше же всего Клод, вероятно, обязан Эльсгеймеру которого, правда, он уже не застал в живых, но произведения которого он безусловно мог видеть и изучать в римских собраниях. Что же касается тех черт сходства, которые усматриваются между творчеством Клода и целого ряда нидерландцев, специалистов по световым эффектам, также воспевших гимны солнцу, то их уже следует объяснить воздействием на этих художников Клода, а не наоборот. Ведь все они, с Кейпом во главе, были моложе Клода, а Сва-невельта называют даже его учеником92. Наконец, возможно, что Пуссен, бывший на шесть лет старше своего товарища, если и не «сформировал» его, то все же направил, помог ему освободиться от условных приемов итальянских виртуозов, ободрил и укрепил Клода в намерении держаться избранного пути. «Благородной простотой» — одной из главных прелестей Клода, чертой, связующей его творчество с твор чеством Пуссена, он, вероятно, обязан именно благодетельному влиянию последнего.
Первые дошедшие до нас произведения Клода Лоррена, хотя и содержат еще следы известной робости, однако все же полны чего-то совершенно самобытного по существу. Схемы в них напоминают пейзажи Караччи, Альбани, Доменикино, но более жизненная атмосфера окутывает предметы, и все в целом обладает той силой убедительности, которая не иначе дается в искусстве, как при наличности убежденности творца. И все дальнейшие пейзажи Лоррена более «наивны», нежели пейзажи ученых и хитроумных итальянцев, но именно слишком большая умственность последних не дала им понять глубокий смысл пейзажной живописи (к которой они всегда относились несколько свысока, как к роду «низшему»), тогда как, напротив того, наивность Клода позволила ему вложить всю свою душу в пейзаж, направить все свои усилия на то, чтобы передать на холсте свои переживания на лоне немой и обожаемой им натуры. Среди всех тех «искушенных» он и был каким-то одиноким, простоватым поэтом и провидцем, не понимавшим красноречивой толпы, но зато с тем большим упоением внимавшим вещему шепоту земли.
90 Во время одной из таких прогулок его встретил Зандрарт. Характерно, что французские современники молчат о Клоде, а наиболее ценные сведения о нем сохранил нам этот немец.
91 См. т. III. Там же упомянут нами неаполитанец Филиппо Льяньо, рисунки которого — марины, корабли, гавани — очень напоминают излюбленные Клодом темы. Впрочем, своими морскими пейзажами был знаменит и Тасси, проведший даже несколько лет каторжником на галерах и завоевавший расположение смотрителей мастерством рисовать корабли. О путешествии Клода в Неаполь говорит малодостоверный Бальдинуччи, который даже называет и тамошнего его учителя, мастера Гофредо, остающегося, однако, до сих пор персонажем мифическим. Льяньо Клод мог встретить и в Риме, где тот скончался в самом расцвете таланта.
92 Кроме Сваневельта и, косвенным образом, Кейпа, в XVII в. можно к наследникам Клода причислить его ученика, неблагодарного Доминика, о котором очень мало известно (достоверный рисунок в собр. Яремича), и обоих Пателей (см. выше). В XVIII в. Клод делается более популярным, благодаря увлечению им англичан. Среди многочисленных «лорренистов» в Англии мы находим одного первоклассного мастера — Вильсона и одного бесспорного гения — Тернера. В то же время Лор-рену во Франции подражают — или, вернее, на нем воспитываются — Manglard и Joseph Vernet, в Германии — Hackert. Все «лорренисты» XIX в. скорее уже примыкают к этим последним мастерам (особенно к Тернеру), нежели к самому Клоду.