Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
VII - Клод Лоррен

1 - Манера Лоррена

Клод Лоррен. Рисунок из Liber Veritatis

Говоря о «пуссенистах», мы умышленно до сих пор не касались величайшего мастера того же круга — Клода Лоррена87. При некоторых чертах сходства, между творчеством Пуссена и Клодом существует слишком глубокая разница. Клод сво­им душевным воспитанием обязан скорее Эльс-геймеру, нежели Пуссену. Да и в «потомствах» обоих мастеров (особенно многочисленном на стороне Пуссена) разница эта продолжала чувствоваться, несмотря на частичные и временные сближения некоторых последователей. Является соблазн характеризовать «линию» Пуссена — более француз­ской и латинской, «линию Лоррена» — более германской. Пуссена хо­чется поставить в связь с Мантеньей, Рафаэлем, Караччи; Лоррена — с Альтдорфером, Эльсгеймером, Пуленбургом. Однако если в этих ха рактеристиках по расовым признакам и есть доля истины, то все же они слишком шатки и в них слишком много противоречий, чтобы на них можно было полагаться88.

Клод Лоррен. Храм Аполлона. Галерея Дория. Рим

Внешне творение Лоррена отличается от творения Пуссена тем, что Пуссен координирует все элементы пейзажа, и ни один из них при этом не заслоняет другие. В этом смысле он подлинный мастер Ре­нессанса, последний «Renaissance-Mensch», достойный числиться сре­ди представителей «золотого века». Напротив того, у Лоррена мы встречаем характерное для барокко подчинение всех частей одной доминирующей. Эта «первая роль» Клодом отдана свету. Разумеет­ся, Клод прекрасный знаток природы в целом, он и прекрасный ар­хитектор. Однако не этими чертами он особенно хорош и выдвига­ется среди современников, а тем, что все его творение есть сплош­ной гимн солнцу — той радости, которую он ощущал при виде самого царственного светила и благодатной силы, обливающей землю, де­лающей ее красочной, прекрасной, богатой. Любимых тем Пуссе­на — бури, надвигающейся грозы, серого дня — мы вообще не най­дем у него. В мире Клода (а он действительно сотворил цельный живой мир, в котором всё гармония, но гармония, построенная на определенной мелодии) солнце, если даже и скрывается за облака, то это для того только, чтобы еще ласковее и нежнее сквозь дымку лобзать возлюбленную землю, а не для того, чтобы устрашать ее или грозить своим гневом89.

Примечания

87 Claude Gellee, прозванный Le Lorrain, родился в 1600 г. в Chamagne или Chamage, в окрестностях Туля, в семье крестьянина. Сохранилось сведение, не под­дающееся проверке, что, осиротев 12-ти лет, он отправляется в Бризгауский Фрай­бург к брату-гравёру; однако более достоверным представляется рассказ Зандрар-та, — лично знавшего Клода, — сообщающий, что неспособность к грамоте побу­дила родителей мальчика отдать его в учение к пирожнику. В компании таких же, как он, кухарей будущий великий живописец попадает еще юношей в Рим, где после всяких мытарств он поступает в услужение к живописцу Тасси. Мало-помалу в Клоде обнаруживается его призвание к живописи, и Тасси соглашается преподать ему на­чала техники и перспективы. Сначала Клод состоит помощником своего учителя (в 1619 г. он помогает ему расписывать виллу Баньяю-Ланте, близ Витербо), затем начинает работать на свой страх, но долгое время не может себе пробить дорогу. Побывал ли Клод еще раз на родине, остается под сомнением. С 1627 г. он, во вся­ком случае, безвыездно живет в Риме, где и умирает холостым 23 ноября 1682 г. Наиболее ранним произведением мастера считается его офорт, помеченный 1630 г.; далее следуют офорты 1636 г.: «Сатро Vaccino», «Le Bouvier». «La Danse au bord de Геаи» и «Le soleil levant». Серия достоверно датируемых картин открывается с лувр­ской картины « Fetes villageoises», написанной в 1639 г. для папы Урбана VIII; к 1644 г. относится картина в Гренобльском музее «Тиволи»; к 1646 г. — луврский «Порт»; к 1647 г. — «Избрание Давида на царство» (Лувр); к 1648 г. — «Царица Савская» (Лон­донская галерея), «Брод» (Лувр), «Магдалина» (Прадо); к 1651 г.— маленькие ба­тальные картины из истории Людовика XIII (в Лувре); к 1655 г.— обе картины в галерее кн. Юсупова («Европа» и «Битва на мосту»); к 1657 г. — дрезденская «Ацис и Галатея»; к 1661—1672 гг. — «Четыре времени дня» (в Эрмитаже); к 1669 г. — «Эге-рия» в Неаполитанском музее; к 1672 г. — «Эней на охоте» (Брюссельский музей). См. M-rs Pattison (Lady Dilke) «Claude Lorrain, sa vie et ses oeuvres» Paris, 1884; Raymond Bouyer «Claude Lorrain» в серии «Les grands artistes; Ch. de Meinoton de Dombasle «Claude le Lorrain", Nancy, 1903; Edward Dillon «Claude», London, в серии «Little books of art»; G. Lande «Histoire de l'Ecole francaise du paysage», Paris, 1901; J. P. Voiart «Eloge historique de C. Gellee», Nancy, 1839; Owen J. Dullea «Claude Gellee», 1887; George Graham «C1. L.» в серии «Portfolio», 1895; Leon de Laborde «Notes manuscriptes de CI. Lorrain" в «Archives de l'art francais», I, 1851—2; G. Duplessis «Les eaux fortes de C. L.», Paris, 1879; Ch. Hequet «Essai biographique de C. L.» в «Journal de la Societe Archeologique de Lorraine", 1863; F. C. Lewis «Liber Studiorum of C. L. Engra­vings from a hundred Drawings in the British Museum", 1870; статьи E. Michel в «Revue des deux Mondes", 15 января 1884 г., V. Jocz в «Мегсиге de France*, январь 1900 г. и Edm. Bour в «Bulletin des Societes artistiques de l'Est», 1902.

88 Клод «Лотарингский» был, несомненно, более «немцем», нежели нормандец Пуссен. По свидетельству Бальдинуччи, Клод и учился одно время в Германии — во Фреабурге. Однако все же в XVII в. «латинский дух» был уже настолько распрост­ранен повсеместно, что искать германские основы в творчестве Лоррена представ­ляется некоторой натяжкой. Ведь его соотечественником был Калло, а разве не оче­видно, что Калло «самый французский из всех французских художников»! С другой стороны, творчество тех же французов всего за век до того носило всецело герман­ский оттенок, и вполне сразу не могла измениться его основа. Есть «германизм» и в Пуссене.

89 Однако яркие полуденные эффекты претили всему вкусу того времени и не менее других — Клоду; «солнечность» в современном понимании есть порождение лишь XIX в., впервые, пожалуй, обнаруживающееся в творчестве жанристов.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.