Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XX - Жан Оноре Фрагонар

2 - Личность Фрагонара

Ж. О. Фрагонар. "La culbute". Гравюра Шарпантье с рисунками мастера

Тот и другой фазис творчества «Фраго» содержит в себе своеобраз­ные чары. Ярче, проще, искреннее он в первом; тоньше, изысканнее, остроумнее — во втором. Впрочем, находясь еще вполне в первом фа­зисе, художник как бы забегает вперед и создает свою академичес­кую машину — луврскую «Каллирою», в сущности, гениальную паро­дию на грандилоквентный стиль Дезе и Дойена, вводившую в обман не только современников, но и сейчас не всякому открывающую свой истинный смысл, свою лицедейскую душу. К А Р

Ж. О. Фрагонар. Аллея платанов. Рисунок в собрании Дютюи.

Любопытны и все те слу­чаи, в которых «ставший» скромным престарелый художник дает волю своему вкусу к пышности, к fouillis аксессуаров, к сочной и элегант­ной фактуре.

Ж. О. Фрагонар. Купальщицы. Лувр. Париж

О психологической стороне личности Фрагонара судить сейчас трудно. Нельзя даже, несмотря на попытки Жосса разобраться в ин­тимной жизни художника, рассказать его биографию со вскрытием всех недомолвок. Кто решит вопрос, был ли он, например, разврат­ником или добрым семьянином, вполне ли свободной натурой или человеком, не способным бороться против известных форм обще­ственного рабства; было ли у Фрагонара цельное и своеобразное ми­росозерцание или он всегда поддавался настроению минуты. Если же обратиться к его живописи, то загадка только усложнится. Нам дума­ется, что едва ли Фрагонар когда-либо лгал нарочно; напротив, все указывает на то, что он всегда творил свободно, искренно. Но вот по скольку в этой искренности и в этой свободе было сознательности — этого никто сейчас не скажет, и скорее приходится допустить, что в общем он остался на всю жизнь тем беспечным «провансальским га-мэном», каким он явился в Париж и каким он представляется даже в тяжелую пору своего существования, когда художник, в качестве «быв­шего фаворита аристократов», принужден был бежать из Парижа и целый год скрываться в доме своего приятеля в Грассе.

Ж. О. Фрагонар. Поцелуй украдкой. Императорский Эрмитаж

И разве не характерно, что в эту свою ссылку он берет панно, на­писанные им тридцать лет до того для графини Дюбарри (и не при­нятые ею, вероятно, в силу ее тогдашних передовых вкусов), разве не характерно, что, согретый солнцем милого Прованса, он там заклю­чает прерванный цикл, точно и не было тех тридцати лет, которые легли между его бесшабашной юностью и настоящими сединами, точ­но жизнь и не научила его ничему другому, кроме девичьих улыбок и уверток, точно в самый момент создания этой очаровательной коды не доносился до его приюта кровожадный рев Террора.

Все творение Фрагонара, как и творение Ватто, посвящено жен­ской любви и природе. Но только в качестве героинь мы у него не встретим ни Лауры, ни Гретхен, ни даже сдержанных кокеток, кото­рых любил Ватто, а почти исключительно на сцене у него des creatures faciles, и его роман всегда сразу переходит в страстный натиск, в сда­чу и обладание. Но, в свою очередь, от Буше он отличается большей темпераментностью, большей страстностью. У Буше чистенькие пас­тухи и пастушки, аппетитные богини и мужественные боги сходятся для любовных игр и потех. Сходятся, расходятся и снова сходятся в других комбинациях. И так они все между собой похожи, что самое представление об измене в подобной Цитере должно отсутствовать. У Фрагонара на сцене более определенные лица и определенная «на­целенность вожделения» с вытекающей отсюда тревогой. Больше у него и «проявлений жизни». Яснее сказывается, например, обществен­ное положение героев, бытовые черты, обстановка. Но и у Фрагонара пары сходятся и расходятся, «играют» и даже «шалят» с любовью, а вследствие этого и получается большее впечатление измены, греха, хотя о греховности все забыли и думать. Творение Буше может даже показаться по-своему целомудренным рядом с более углубленным и все же смеющимся над всякой глубиной творением Фрагонара.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.