Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XIX - Габриэль де Сент-Обен

2 - Личность Сент-Обена

Габриэль де Сент-Обэн. Салон 1753 года. Офорт

Гофмана пленила бы эта «антибуржуазная» черта характера Габри­эля241, его пленила бы абсолютная художественная чистота бескорыст­ного энтузиаста, но его пленили бы и самые произведения изуми­тельного мастера. Правда, фантастики в прямом смысле, пожалуй, не найти у Сент-Обена, если не считать многочисленных аллегорий, вышедших из-под его руки и не принадлежащих к лучшему, что им создано. Однако, с другой стороны, любой листочек, любая иллюстрация Сент-Обена содержит в себе какие-то тайные чары, как-то гипнотизирует зрителя, «зазывает его в себя», и стоит только вглядеться в них, что­бы оставленные неряхой про­белы заполнились жизнью и заговорили, чтобы свет, сереб­ряный свет парижской улицы или мерцающая игра свечей обдали все своими лучами и чтобы милое далекое прошлое восстало перед нами в виде чего-то движущегося, трепе­щущего и радостного.

Г. де С.-Обэн. Бал в Отейле. Офорт

И возвращаясь все к тому же вопросу, был ли рисоваль­щик Габриэль живописцем, приходится, по внимательном изучении его творения, схоро­ненного в папках коллекцио­неров и публичных архивов, ответить самым утвердитель­ным образом. Недаром он с пытливым вниманием, с ка­ким-то бешенством восторга просиживал на всех значительных аукционах, делая на каталогах вос­хитительные пометки с каждой картины, с каждой статуи, с каждого предмета, всего на несколько секунд дразнивших вкус этого гурмана, этого «воображаемого коллекционера» и затем снова пропадавших в недоступных для богемы кабинетах знатных и богатых любителей. Это постоянное напряженное «схватывание на лету» существенных осо­бенностей искусства всякой школы и всех отраслей обострило и раз­вило руку Сент-Обена настолько, что одного штриха ему было доста­точно, чтобы передать характер изысканной формы, одного легкого пятнышка — чтобы запечатлеть свое возбуждение от редкой красоч­ности.

Однако подобные музейные впечатления не заслоняли перед Габ­риэлем жизни; напротив, он сейчас же пользовался любовным и про­никновенным общением с великими гениями прошлого (а иногда и настоящего, ибо интерес к искусству у Сент-Обена не был ограничен рамками времени), чтобы их «советами» воспользоваться для «схва­тывания на лету» окружающего. С аукциона или выставки он спешил на променад в Тюильри, где рядами на стульях сидели разряженные модники, или садился на барку и ехал за город в Сен-Клу, где на тра­ве танцевали гризетки с комми. Когда же наступал вечер, то Габри­эль шел в театр и зарисовывал там все — и актеров, и декорации, и зрительный зал, и кулисы. Наконец, Габриэль не гнушался полити­ческих споров в кафе или же сеансов ученых собраний. Рисовал Сент-Обен даже на ходу, даже в церкви во время проповеди (за что ему однажды попало от проповедника). Словом, Грёз был вполне прав, когда он сказал про своего товарища, что Сент-Обен «страдает при-апизмом рисунка».

Примечания

241 Между тем, Габриэль был плотью от плоти французской буржуазии. Его се­мья, состоявшая вся из умелых и усердных художников, трезво и просто смотревших на жизнь, строго придерживалась кодекса «порядочности». Этими чертами об­ладал и старший из трех братьев — специалист по орнаментам для вышивок — Шарль Жермен де Сент-Обен (1721—1786), занимающий, после Ватто и рядом с Кристо-фом Хюэ и Пильманом, одно из первых мест в группе чудесных мастеров, сумев­ших придать остроумие и грацию решительно всякой мелочи в обстановке време­ни, не исключая самых обыденных предметов. Впрочем, фигура этого «вышиваль­щика», бывшего желанным гостем самых передовых салонов, дружившего с блестящими умами и скрывавшего под оболочкой «скромного ремесленника» глу­боко художественную натуру, очень любопытна. Изумительная артистичность, дар на все накладывать печать остроумия и все поэтизировать налетом какой-то фанта­стики проявляется у Шарля Жермена даже в его рисунках вензелей и букв, не гово­ря уже о его сериях гравюр, предвещающих причудливый мир Гранвиля («Essais de papillonneries humaines», «Mes petits bouquets" и «Les fleurettes»). Наряду с этим, «brodeur du гоу» любил изливать свой едкий нрав в карикатурах, не щадивших даже его поощрителей. В совершенно другом роде был младший из братьев — Огюстен, с которым мы еще встретимся в дальнейшем изложении.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.