Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Испанская живопись с XVI по XVII век
X - Бартоломе Эстебан Мурильо

2 - Живопись Мурильо

Мойя, попавший, будучи солдатом, во Фландрию, там увлекшийся живописью Дейка, перебравшийся затем в Лондон, дабы поступить в ученики к своему кумиру, и вернувшийся в Севилью после неожи­данной кончины учителя63. Легенда говорит далее, что Мойя привез с собой одну картину Дейка, произведшую целый переворот во вкусах севильских художников и, в частности, Мурильо. Однако проверить все эти данные не удается, и они остаются тем более сомнительными, что ряд картин, считавшихся прежде за произведения Мойи, те­перь приходится отдать кордовскому художнику Антонио дель Кас-тильо, которому, быть может, Мурильо многим и обязан в начале сво­ей деятельности. Не подвергается сомнению лишь то, что Мурильо сам отправился в путешествие, которое, впрочем, ограничилось по­сещением одного Мадрида, где юный мастер, проникнувший, благо­даря Веласкесу, в королевские сокровищницы, в продолжение двух лет изучал произведения фламандцев и венецианцев.

Д. Веласкец. Las Filanderas. Мадрид. Прадо

Мурильо. Взятие Богородицы на небо

Так или иначе, но Мурильо должен был знать искусство Ван Дей­ка и хорошо знать его — вернее, очень сильно восприять в себя впе­чатления от него. Самое sfumato Мурильо, технически доведенное им до высшей степени совершенства, до «неуловимости», мы находим в произведениях «предпоследней манеры» ван Дейка. Предпочтение коричневато-серебристых оттенков, особый ритм жестов, особое «ба­лансирование» композиции, кроме того, с совершенной очевидно­стью устанавливают связь Мурильо с придворным живописцем Кар­ла I. При всем том Мурильо никак нельзя назвать подражателем — настолько все, что им заимствовано, преобразилось под влиянием совершенно своеобразной психологии, настолько эти чужие черты «испанизировались» и придвинулись к пониманию не одних только избранных precieux, но и толп простого народа. Мурильо покажется упадочным, если его сравнить с такими здоровяками, как Рибера, Веласкес, Сурбаран; у него уже мы не услышим громких, простых и веских речей; в нем исчезла мужественность, бодрость духа. Но, с другой стороны, никак нельзя упрекнуть Мурильо в отсутствии ис­кренности и чистоты религиозных помышлений. И как характерно для испанца то, что и его искусство, совершенно с течением времени ушедшее в экстаз, в грезы, основано все же «на натурализме», на пользовании образами окружающей жизни.

Примечания

63 Художественная личность Pedro de Moya утратила свою ясность с тех пор, как серию картин «История Иосифа» в Прадо новейшая критика отняла у него и пере­дала Антонио де Кастильо. Едва ли можно за Мойей оставить и те мощные натура­листические портреты, которые ему до сих пор приписывались и в которых скорее нужно видеть произведения Леготе, Масо или того же Кастильо (один из них в собрании Б. И. Ханенки). Родился Мойя в 1610 г. в Гранаде; он был учеником Хуа­на де Кастильо, в мастерской которого художник мог встретиться с Мурильо, быв­шим, однако, на много лет моложе его; страсть к путешествиям заставила мастера поступить в солдаты, и в качестве такового ему удалось посетить Нидерланды; дви­жимый увлечением ван Дейком, Мойя отправился в Англию, где он поступил в ученики к великому фламандцу, скончавшемуся, однако, шесть месяцев спустя; в том же 1641 г. Мойя возвращается в Севилью; позже он живет в Гранаде, где и уми­рает в 1666 г. Произведения Мойи упоминаются в соборе Гранады, в церкви S. Augustin и в монастыре S. Trinidad. — Картины Антонио дель Кастильо в Прадо «История Иосифа», не особенно блестящие по композиции, все же, однако, инте­ресны, как своеобразные отражения скрещивающихся влияний Фети и фламанд­цев на испанскую живопись. От первого идут не лишенные грации фигуры и их ритмичные группировки; от Момпера и Бриля — затейливые, выдержанные в дым­чато-нейтральных тонах пейзажи. Этот Antonio del Castillo-y-Saavedra вообще инте­ресный, но, к сожалению, до сих пор мало обследованный художник; он был сы­ном кордовского мастера Аугустина дель Кастильо (1565—1626, представленного в Кордовском музее несколькими картинами и рисунками) и племянником учителя Мурильо — Хуана дель Кастильо (1584 г., Севилья, — 1640 г., Кадис; ряд картин в Севильском музее и большой ретабль в S. Juan de Aznalfarrache); крещен Антонио в Кордове 10 мая 1616 г. (за два года до Мурильо); по смерти отца он переселяется в Севилью и поступает в ученики к Сурбарану; почти всю жизнь затем К. живет в родном городе, где одно время его соперником выступает его же бывший ученик Альфаро (известен анекдот о подписи Кастильо под картинами в монастыре S. Francisco: «non pinxit Alfaro»), Рассказывают, что мастер, посетив Севилью, впал в завистливую тоску при виде картин Мурильо и вскоре после того умер 2 февраля 1668 г. Известный историк Кордовы D. Enriquo Romero de Torres готовит специаль­ную монографию, посвященную Кастильо. С именем Антонио мы еще встретимся при изучении его лучшего ученика — Вальдеса Леаля. Картины Антонио дель Кас­тильо имеются в Прадо (серия «Иосифа» и «Рождество Христово»), в музее Кордо­вы (близкое к нидерландским натуралистам «Отречение Петра») и в монастыре S. Pablo там же. Славился Кастильо и своими пейзажами, а также сценами из пас­тушеской жизни (cabanas). Влияние Кастильо на Мурильо Майер усматривает осо­бенно в картине герцога Вестминстерского «Лаван в поисках за кумирами». В Эр­митаже без всякого основания приписывают Антонио картину «Встреча Марии с Елизаветой» — несомненно произведение более раннего времени (Аугустина дель Кастильо?).

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.