Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Испанская живопись с XVI по XVII век
V - Хуан Батисто Майно, Пабло Леготе

2 - Пабло Леготе

Карло Карацени. Рождество Христово.

Далеко не выясненной представляется нам и личность обративше­го на себя за последнее время внимание Пабло Леготе, нидерландца по происхождению, андалузца по деятельности36. Будь вполне удос­товерены сведения, сообщаемые старинными историками, что Лего-те уже с 1607 по 1609 гг. исполнил свои первые значительные работы в Роте, дата его рождения отодвинулась бы, по крайней мере, к 1585 г., а в зависимости от этого в Леготе следовало бы видеть старшего из тех испанских художников, в которых натуралистические стремления приняли определенно караваджеский характер. Но картины эти не сохранились, а те произведения Леготе, которые дошли до нас, выда­ют вполне определенную зависимость художника от Риберы, другие же до странности приближаются к Веласкесу. При этом надо еще за­метить, что мы не имеем достоверных работ Леготе, предшествую­щих 1630 г., а пребывание его в Севилье удостоверено лишь с 1615 г.

Безотносительно к тому, какое положение Леготе должен занять в хронологии испанской живописи, это, без сомнения, большой пер­воклассный художник — по крайней мере, равный таким величинам в Италии, как Фети, Пан, Роза или Кастильоне. Моментами же он превосходит их всех не только более выдержанной своей техникой, но и всем тем, в чем проявляется его принадлежность к испанской культуре. У Леготе есть наклонность к известной нарядности, и эта самая черта навела нас на упоминание рядом с ним Фети и Лейса-Пана. И, вероятно, в той же черте сказалось его происхождение из «роскошной», чувственной Фландрии. Однако характерно для Испа­нии начала XVII в. то, что строгость в отношении к своему предмету не покидает Леготе даже наряду с этой склонно­стью к красивости. Он, правда, не мистик, как Сурбаран, не фанатик, как Рибера, но все же и Леготе сочиняет и пишет церковную картину с глубоким благоговейным вниманием, но все же и у него реалистические мотивы, которыми пол­ны его образа, не озна­чают вторжения «свет­ского» начала в область религиозную, а, напро­тив того, лишь прибли­жают религию к жизни, лишь свидетельствуют об его непосредственном отношении к Боже­ственному.

Бартоломео Скедони. Встреча св. Иоакима со св Анной. Лувр. Париж.

При этом Леготе ве­личайший, после Велас-кеса, Риберы и Сурбара-на, техник испанской живописи и один из лучших живописцев свое­го времени вообще. Недаром же ему теперь отдают (и, пожалуй, уже с преувеличенной щедростью) картины, в которых принято видеть произведение юности Веласкеса. Леготе же по праву принадлежит и дивная картина Национальной галереи в Лондоне «Рождество Хрис­тово», шедшая раньше под именами Веласкеса и Сурбарана. Если же мы и ставим Леготе одной ступенью ниже двух последних мастеров, то это только потому, что Веласкес обладает большей живописной свободой и более яркой палитрой, Сурбаран же — более густой и соч­ной фактурой. Но взятый сам по себе, Леготе — повторяем — прекрас­ный художник, не знающий ни колебаний, ни промахов, ни слабос­ти или безвкусия, владеющий кистью с классической уверенностью и простотой, безупречно рисующий и сопоставляющий краски сво­ей — построенной на черных, бурых и красных тонах — гаммы с утон­ченным чувством отношений.

Примечания

36 Честь выяснения личности Pablo Legote принадлежит А. Л. Майеру; к сожале­нию, однако, и автору «Die Sevillaner Malerschule» не удалось вполне установить место, занимаемое мастером в ряду других испанских художников XVII в., и это, главным образом потому, что в точности неизвестен год рождения Леготе, а также не сохранилось его ранних произведений в Роте, которые позволили бы проверить показания историков, относящих их к 1607 г. Скорее следует думать, что Леготе был одних лет с Риберой. По происхождению он был нидерландец (из Люксембург­ской Марки); мать его была из семьи Griinau. В Испанию, впрочем, художник по-пал очень юным, и с 1615 г. установлено его присутствие в Севилье, где он женится на Catalina Alarcon из Бельмонте (единственный сын от этого брака был идиотом). В 1637 г. Леготе переселяется в Кадис, где он занимал важный пост Alguacil Mayor (или Fiscal) del Almiranrazgo, и в качестве служащего при флоте им исполнен в 1662 г. ряд флагов или хоругвей, за которые правительство, в момент составления Леготе завещания (23 июня 1665 г.), оставалось должно 5000 реалов. Леготе был вообще зажиточным человеком: благодаря принадлежащим ему домам, целая улица Кадиса носила его имя. С 1668 г. Л. был болен; умер мастер между концом 1670 и началом 1672 гг. Замечательно еще, что упомянутый в документах ученик Леготе — Juan Grill — был также из Фландрии (уроженец Брюсселя), и это как бы указывает на непрекращавшиеся связи между Л. и его родиной. Единственной подписной кар­тиной Л. является совершенно риберескный «Св. Иероним» в Севильском соборе; однако принадлежность Леготе ретаблей в Лебрихе (1629—1636) и в Эстере (1665) подтверждается документами, и в обоих поражают черты сходства с Руеласом и с Кано, а также смесь академических и натуралистических мотивов. Кроме того, Ле­готе, согласно Майеру, принадлежат: «Поклонение пастухов» в Лондонской гале­рее, приписывавшееся то Сурбарану, то Веласкесу, «Встреча св. Иоакима со св. Ан­ной» в Будапештской галерее (и уменьшенное повторение этой картины в Эрмита­же), наконец, строго реалистический этюд «Нищий с отражающимся в стеклянном шаре пейзажем» в собрании сэра Р. Кука в Ричмонде, в котором также видели про­изведение Веласкеса. См. статьи A. L. Mayer в «La Cultura Espanola», XVI, 1909, стр. 188, и в «Repertorium f. Kstwsft», XXXIII, стр. 389, и его же главу «P. Legote» в «Sevillaner Malerschule», стр. 130.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.