Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Испанская живопись с XVI по XVII век
VII - Франсиско Сурбаран

3 - Пейзажи Сурбарана

И то же самое — краски Сурбарана. Что может быть скромнее его гаммы, в которой доминируют серые, черные, голубоватые, бурые, желтоватые оттенки и лишь местами прорывается плотное, спокой­ное пятно белого, имеющего в себе что-то общее с поверхностью сли­вок, или же спокойно стелется красный, несколько глухой тон. И вот, однако, эта незамысловатая гамма — неподражаема, и необъяснимо то, что ее делает гаммой, что в ней есть связующего и созвучного. Эта суровая деревенская, «мужицкая» музыка имеет в себе неизъяс­нимое очарование, заставляющее ее предпочесть и роскоши фламанд­цев и изяществу итальянцев XVII в. Очевидно, душа этих красок та же, какая проступает в беседе с самыми простыми, но подлинно «оза­ренными» людьми. Выражают такие люди самые обыденные и даже избитые мысли, выражают без прикрас, но каждое слово их дышит такой правдой, таким убеждением, такой прекрасной честностью, что, поговорив с таким человеком, кажется, точно вдохнул воздуха гор­ных вершин или девственного соснового леса.

Важно еще отметить в Сурбаране и то, что он прекрасный пейза­жист. Правда, у него редко остается место под пейзаж, — настолько он заинтересован личностями своих святых героев и героинь, но там, где художник вырывается на простор, он понимает и умеет передать его прелесть. И природа у этого материалиста местами имеет тот же характер, как и все остальное. Даже сияющее небо у него точно креп­кий свод, прикрывающий и защищающий землю, а земля каменис­тая, неподатливая, все же не черствая Фиваида; а та подлинно ис­панская почва, которую так трудно вспахать, но которая, раз вспа­ханная и забросанная семенами, дает тяжелые от соков плоды40.

Примечания

40 Близко к Сурбарану стоят пейзажи Кольянтеса (1599—1656), да и те каравад-жеские фигуры, которые мадридский мастер любит вставлять в эти пейзажи, не­сомненно навеяны Сурбараном. Вообще же пейзажистов в Испании было мало. Слишком там были все заняты вопросами отношения совести к церковным веле­ниям, чтобы уделять много внимания миру Божьему в целом и непосредственно радоваться ему. Тем больший интерес представляют собою испанские художники, которые находили возможным уделить время этому «низменному» роду. Кольянтес, рядом со встречавшимся уже нам Орренте, самый сильный из этих специалистов по пейзажу. Но характерно то, что и он загораживает часто половину поверхности своей картины фигурой какого-нибудь святого, что в его пейзажах мы не встретим ни роскоши закатов, ни тихой прелести предутренних сумерек, ни упоения ночи, и даже не манят его пейзажи к путешествиям. Оливково-зеленые, с сероватыми даля­ми, с насупившимися облаками, его картины воспроизводят в своеобразной гамме схему условного итальянского пейзажа (недаром он был учеником Кардуччи), и лишь в виде исключений мы найдем у него реминисценции более жизненных нидерланд­цев. Среди таковых особенно интересна его парафраза руинных пейзажей Брэнбер-га, использованная им с редким для мастера темпераментом и с прекрасным пони­манием трагического в его мадридском «Иезекииле среди мертвецов».

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.