Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XXII - Жан Батист Грёз

2 - Живопись Грёза

Сам Грёз при этом — одна из первых и одна из самых прискорб­ных жертв литературы. Мы знаем массу художников, которые, пожа­луй, только тем интересны, что они рассказывают. За примерами не­далеко ходить: большинство наших «передвижников» таковы. Грёз, напротив, по натуре — живописец Божьей милостью, одно из самых прекрасных колористических дарований, один из прирожденных «ге­ниев техники». И вот когда констатируешь эти его достоинства, нельзя не оплакивать, что он свое искусство почти полностью отдал на дряб­лую и глуповатую «литературу», на иллюстрации элементарных про­ писей, на приторную и лживую чувствительность. Редкой из картин Грёза мы способны любоваться без чувства внутренней досады, а иног­да оно даже переходит в отвращение. И это отвращение является ин­стинктивным протестом нашего вкуса против того «вандализма», ко­торый был совершен Грёзом по отношению к собственному таланту, им если не загубленному, то, во всяком случае, попранному.

Ж. Б. Грез Сломанный кувшин. Лувр. Париж

Шарден скромен, Шарден молчит. Отсюда та прелесть «почти ре­лигиозной тишины», которой полны его произведения. И у Шардена встречаются «анекдоты», но, в сущности, мастер им не придает ни­какого значения. Это скорее встречи очаровавших его форм, встречи, подмеченные им в своем обиходе. Красота и глубокое значение Шар­дена в том, что он наводит лучи своего угадания красоты на ту самую «серую обыденность», которая для всякого иного кажется простой мещанской тиной. И вот неожиданно под этими лучами художника оказывается, что и самого скромного «мещанина» окружает целый мир красоты, дивная ткань живописной поэзии, чарующая музыка кра­сок. Из простой комнаты с тремя стульями, из своего скромного «завт­рака» Шарден создает «спектакли» более драгоценные, нежели самые пышные придворные оперы. Совсем иное у Грёза. Грёз несмолкаемо что-то твердит, чему-то учит, и в результате получается не пленение тех наших свойств, для удовлетворения которых и существует живо­пись, а их возмущение. И смотреть не хочется — до такой степени надоедает автор-комментатор. Пусть погибнет сам спектакль, раз он отравлен совершенно лишними пояснениями.

А главное — какая, в сущности, пустота и нищенство под этими ли­тературными припевами, и какая ложь под этой «позой на доброде­тель»249. Что может быть более тоскливого огромного большинства зна­менитых грёзовских «Tetes d'expression" — гордости всех коллекцио­неров, умеющих хвастаться именами, но не желающих выработать личное отношение к собранным предметам! Что означают эти улыба­ющиеся, ужасающиеся, умиляющиеся личики, как не самое откро­венное актерство — кокетничание чувствами горя, любви. Вышел ли­цедей на подмостки и «давай корчить физиономии», а публика раду­ется тому, как это он ловко делает. Но и большая глубина порочности под всей этой игрой в чистоту. Обстановкой и костюмами персона­ жей Грёз близок к Шардену, но самая его труппа взята напрокат из «Рагс aux cerfs» или из тех гаремов, которые окружали Сантера и Буше. Грёз и умиляется-то чистотой девушки, чтобы еще острее гутировать ее падение. В Грёзе гораздо больше Ретифа де ла Бретон или даже маркиза де Сад, нежели аббата Прево и Руссо250.

Примечания

249 Все, что мы знаем о личности Грёза, рисует его нам скорее в непривлекатель­ном свете. Мариетт сообщает, что в нем продолжала жить «грубость сапожника», проявившаяся даже во время его писания портрета дофина. При всем своем культе скромности, он был самодоволен, вернее, самовлюблен до глупости, и эту свою слабость он обнаруживал откровеннейшим образом при всяком удобном и неудоб­ном случае. Критики он не выносил совершенно и неизменно превозносил соб­ственные свои произведения. Тем не менее уважение, которое внушало подлинное горение Грёза к искусству, и его необычайное трудолюбие извиняли его смешные стороны и, в общем, до самой революционной бури он пользовался огромной по­пулярностью; да и в революционную эпоху ему удалось избежать тех преследова­ний, которым подверглись Фрагонар и Юбер Робер, несмотря на то, что ведь и Грёз был «любимцем аристократов». Любопытно, что в самый разгар террора он не переставал вызывающе разгуливать в своем парадном пунцовом кафтане, со шпа­гой на боку.

250 Ценную характеристику Грёза в качестве живописца женщины или, вернее, девушки мы находим у Гонкуров, к которым при обсуждении искусства XVIII в. невольно постоянно обращаешься. «Особенно искусен Грёз в изображении той жен­ской красоты, которая только еще намечается, но еще не установилась в чертах де­вушки. Он обладает божественными тонкими и нежными средствами для передачи волос, едва придерживаемых лентой, взбитых и слегка пудренных, или для переда­чи золотистого излучения, получающегося вверху лба, для сплетения голубых жи­лок, разветвляющихся на висках. Он придает глазу девушки глубину и полускрытую пламенность, он умеет передать влажность ее взгляда, заставить дрожать волнение или страсть в слезе, задержавшейся у ресниц... Он все оживляет духом юности: встре­пенулись ноздри, легкое дуновение приоткрыло рот, полные губы тянутся и приближаются с едва уловимым движением вдыхания»... Однако вглядываясь присталь­нее, узнаешь под чарующими девушками Грёза тех порочных особ, которые ему служили моделями, — и в первую голову его собственную жену, отравившую ему жизнь и внесшую в его дом нравы подозрительного притона. «Группировка, аксес­суары, осанки, костюмы — все в Грёзе способствует чувственному возбуждению. — Позы полны какой-то распущенности и податливости... В этом утонченность Грё­за, что он вводит в соблазн простоту и неприхотливость девушки... И краска, по­священная юности, чистоте женщины, сияющая скромность ее одежды, все белое — становится в сценах живописца дразнящим стимулом, тонким приглаше­нием к разврату, западней и возбудителем»... «Что хочет сказать о женщине живо­писец Сломанного кувшина, Мертвой птички или Разбитого зеркала? Это невин­ность Парижа XVIII в., это невинность, легкая на сдачу и очень близкая к паде­нию»... То, что мы знаем о романах самого Грёза, вполне вяжется с отношением к женщине, проскальзывающим в его картинах.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.