Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XXII - Жан Батист Грёз

1 - Грёз и Шарден

Ж.Б. Грез. Девушка

Существует известная аналогия между отношением Фрагонара к Буше и Грёза к Шардену247. В обоих случаях произошло в творчестве более молодых художников известное «усиление психологического момента». Но если во Фрагонаре это «оживление Буше» выразилось в общей «конкре­тизации выявления», в проявлении большего ре­ализма и как бы какого-то «запаха жизни», то, напротив, в «одушевлении» Грёзом картин буржуазных нравов, создан­ных Шарденом, непосредственность и жизненность заслонились иде­ализацией, литературная основа которой сразу бросается в глаза. От Буше к Фрагонару — шаг дальше к романтике. «Фраго» — упадочник, эпигон, но такой упадочник и эпигон, который часто увлекает нас больше, нежели его более цельный предшественник. Напротив, Грёз не выдерживает соседства со скромным Шарденом, и все его попыт­ки оживления искусства привели на самом деле к некоторому его омертвению. У Грёза торжествует не романтическая стихия художе­ственного произвола, а принцип «ut poesis picture", что, в сущности, означает порабощение живописи литературой. И дальше путь от Фра­гонара, как эточни странно, ведет к Гро и Жерико, к Делакруа и Де­кану, к «романтикам» Второй империи, наконец, к Мане и Дега.

Ж. Б. Грез. Отец семейства, читающий библию

Грёз же родоначальник всех направленцев и слезливых жанристов, кото­рыми так «засорилась» живопись XIX в.248

Ж. Б. Грез. La mere bien-aimee. Гравюра Массара

Примечания

247 Jean Baptiste Greuze, сын кровельщика, родился 21 августа 1725 г. в Турнюсе. С раннего детства мальчик обнаружил влечение к рисованию, однако отец, желая сделать из него архитектора, относился отрицательно к первым и свободным по­пыткам Ж. Б. в живописи, и лишь искусная имитация гравюры убедила его по­слать сына в Лион к некоему Грандону. Впрочем, едва ли последний, занимавший­ся чем-то вроде живописно-кустарного промысла, мог чему-либо научить юношу, и в общем следует скорее считать Грёза самоучкой. Как бы то ни было, но в Париж Грёз явился уже вполне зрелым мастером — автором изумительного по своему со­вершенству произведения «Отец семейства, читающий библию». Первое время он не находит успеха в столице, но затем, благодаря участию, которое в нем приняли скульптор Пигаль и живописец Сильвестр, Грёз становится известным Академии, избирающей его в «назначенные» 28 июля 1755 г. Вскоре после этого устроенная знаменитым меценатом ла Лив де Жюли у себя на дому выставка «Чтения библии» завоевывает Грёзу полное признание всего избранного общества Парижа. В конце того же года он уезжает в Италию в обществе (и, вероятно, на средства) аббата Гужено, которого Академия избрала за это своим «почетным обгцником». В Риме Грёз переживает чувствительный роман с какой-то юной принцессой, вышедшей замуж во время его болезни за назначенного отцом жениха, но в чисто художественном смысле его пребывание на «родине искусств» не имеет для него значения. Случай­ным эпизодом представляется и выставка им серии итатьянских сюжетов в «Сало­не» 1757 г. В том же году появляются первые из его «Головок», завоевавших огром­ный успех во всей Европе. Дальнейшие этапы творчества Грёза сводятся к следую­щему. В «Салоне» 1759 г. выставлены, кроме ряда портретов, — «Заснувшая вязальщица» и «Простота»; в 1761 г., кроме портрета дофина, знаменитейшая кар­тина мастера «LAccordee du Village*, приобретенная маркизом Мариньи и еще при жизни мастера поступившая в королевские собрания (тогда же Грёз выставляет ри­сунок с сюжетом нашей эрмитажной картины «Un paralytique, soigne par sa famille ou le fruit de la bonne education", находящийся ныне в собрании бр. Паатовых). К 1765 г. относятся «Девушка, оплакивающая птичку» и эскиз к «La mure bien-aimee». В 1769 г. Грёз терпит чувствительную неудачу: за представленную на суд Академии картину «Император Север, упрекающий своего сына Каракаллу» ему дают звание «академика жанровой живописи», тогда как он претендовал на свое зачисление среди «историков». Тем самым ставилась известная преграда дальнейшей официальной карьере мастера, ибо высшие ступени академической иерархии были недоступны бытовым живописцам. После этого озлобленный художник воздерживается от по­сылки картин в луврский «Салон» и до самых дней революции знакомит публику со своим творчеством посредством выставок отдельных картин в своей мастерской или же посылает свои произведения на выставки «Академии св. Луки» — «Salons de la Correspondance». Здесь появилась, между прочим, в 1782 г. «L'invocation а L`Amour», а в 1783 г. «La Dame de Charite». К концу жизни искусство Грёза стало заметно па­дать, но темы оставались все такими же трогательными. Между прочим, к харак­тернейшим по заданию картинам принадлежит «Отец семейства, вручающий плуг сыну» Шуваловского собрания, появившаяся в «Салоне» IX года (1801 г.). Впрочем, ослабление таланта мастера следует объяснить не одним только упадком физичес­ких сил, но и теми невзгодами, которые ему пришлось испытать в своей семейной жизни, а также в денежных делах. Легкомысленный брак на красавице Anne Gabrielle Babuty, под «личиной невинности» оказавшейся порочнейшим, циничным и гру­бым существом, доставил художнику бесчисленные мучения, приведшие, наконец, к разводу в 1784 г. К сожалению, за эти же годы хозяйничания г-жа Грёз успела расшатать состояние мужа, зарабатывавшего в то время очень крупные суммы. Ре­волюционные бедствия довершили остальное. Последние годы знаменитейший ху­дожник, кумир целой Европы, некогда видевший в своей мастерской самого импе­ратора Иосифа II, влачил жалкое существование, борясь из последних сил с нуж­дой и находя единственную поддержку в лице своей дочери. Умер мастер 21 марта 1805 г. в Париже, в своей квартире в Лувре. Почти все лучшие произведения масте­ра сохранились и увековечены в превосходных гравюрах Флиппара, Массара, Леба, Аликса, Моро, Вейэ, Муатта, Делопэ, Кара, Левассёра и др. Лувр обладает, кроме «Деревенской помолвки» и «Севера», рядом чудесных портретов, а также популяр­ной картиной «La cruche cassee» и двумя характерными «панданами»: «La Malediction paternelle» и «Le tils puni»; в Эрмитаже, кроме «Паралитика», мы находим три пре­восходных этюда голов, в Дрездене — «Чтение библии», в Эдинбурге — «Мертвая птичка», в Монпелье — «Утренняя молитва», «Крещенский пирог» 1774 г., «Лени­вая девочка» 1755 г. и много других картин и рисунков. В собрании гр. С. Д. Шере­метева находится «Чистка гороха». Длинный ряд «Головок» Грёза украшает комна­ты Юсуповского дворца; «Головки» и портреты Грёза находятся также в Строганов­ском дворце, в собраниях гр. Е. В. Шуваловой и кн. К. Э. Белосельского. Богатейшее собрание рисунков Грёза хранится в библиотеке нашей Академии Художеств (были изданы в фототипиях приложением к «Вестнику Изящных Искусств»). См. Е. et J. de Goncourt «L'Art du XVIII s.», изд. 1909 г., т. II, стр. 3-101; С. Mauclair et Н. Marcel «J. В. Greuze», Paris, 1909; Ch. Normand «J. B. G.» в серии «Les Artistes celebres», Paris, 1892; Hautecoeur «Le Sentimentalisme dans la peinture francaise de Greuze a David» в <<Gaz. d. В. A.», 1909, I.

248 Характерно уже одно то, что почти каждую свою значительную картину, или хотя бы гравюру с нее, Грёз комментировал, посылая в редакции журналов про­странные объяснительные письма. Любопытно его «письмо к гг. священникам», по­явившееся в «Journal de Paris" по поводу издания гравюры «La veuve et son сиге», и не менее характерно длинное «оправдательное» письмо, которым он счел долгом ответить на нападки, вызванные картиной «Север, порицающий Каракаллу». О выставке отдельных картин он словоохотливо оповещал в газетах; не гнушался Грёз самолично давать хвалебные пояснения посетителям.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.