Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
II - Французский натурализм

3 - Творчество братьев Ленэн

Братья Ленэн (Антуан?). Обедающие крестьяне. Лувр. Париж

Что искусство братьев Ленэн происходит от Караваджо, это с оче­видностью доказывают такие картины, как луврское «Поклонение пастырей», в котором как будто даже встречается одна из римских моделей Караваджо; близость к Л ару и Черквоцци обнаруживается в целом ряде картин у графа Луи де Сейссель в Турине, в луврской «Те­лежке», в эрмитажной «Молочнице», в двух Кенсингтонских карти­нах; родственные Хонтхорсту задачи мы встречаем в луврском «Куз­неце»; родственные Дирк Гальсу — в таких картинах, как луврский «Семейный портрет». И при всем этом картины Ленэнов резко отли­чаются от всех других «натуралистских» картин первой половины XVII в. А именно: в них совсем нет каких-либо попыток изящного arrangement, и действительность списана в них с какой-то прямо «фо­тографической» точностью. Иные картины Ленэнов простодушны и неуклюжи, как работы любителей, иные даже просто беспомощны.

Однако в лучших из них все же всегда проявляется настоящий глаз художника — как в остроте объективно подмеченных подробностей, так, в особенности, в общем тоне.

Скромны картины братьев Ленэн, но именно красочная гамма не­которых из них, особенно тех, которые рисуют сцены на открытом воздухе, стоит совершенно особняком и не имеет себе подобных во всей истории искусства, включая сюда пленэристов и импрессионис­тов XIX в. Холодная атмосфера прямо светится, а персонажи, их лица, их одежда, наконец, все детали подобраны так, чтобы еще более под­черкнуть серебристость, «благородную серость» всего. Говорить перед такими выдержанными аккордами, как эрмитажная «Молочница», о случайном эффекте — недопустимо. В основании создания такой жем­чужины должны были лежать очень сильные творческая воля и опре­деленный, совершенно своеобразный вкус. И вот именно в этих чер­тах сказываются французы — наследники Фуке, современники Пуссе­на и предшественники Шардена. В многогранном, разнохарактерном облике французской школы нет, если можно так выразиться, более «национальных» примет, нежели выдержка и строгость, присущие всем лучшим ее представителям.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.