Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
II - Французский натурализм

2 - Братья Ленэн

С Валантэном мы уже имели случай встретиться в главе о каравад-жистах26; Финзониус и Дарэ недостаточно обособленные личности, чтобы о них стоило распространяться в общей истории искусства; с Виньоном, Бурдоном, Лессюёром мы еще встретимся ниже, в связи с другими явлениями. Напротив того, братья Ленэн представляют со­бой натуралистов чистейшей пробы, и, выделив их, мы должны за­няться ими в первую очередь27. В скромном, тихом, несколько огра­ниченном творчестве таких художников наметились первые (едва ли осознанные) признаки какого-то протеста против напыщенной лжи официального искусства. В то же время это творчество отвечало той потребности общества, в которой можно видеть «влечение к чистой живописи». От Ленэнов протянуты нити к Вермеру, к Шардену, к Лонги, к Дролленгу, к Рунге, к «датчанам начала XIX в.», к Венециа­нову и к Сезанну, и в «обратную сторону» — к Бассано, Эртсену и Бёклару. И вот по мере того, как просыпается все более и более со­знательное отношение к живописной сущности, интерес ко всем этим мастерам (в свое время стоявшим на втором и на третьем плане) ста­новится все более и более острым. Когда-то их просто принимали за ограниченных копиистов действительности. Ныне в них более всего любуются живописными достоинствами. Списывая, не мудрствуя лу­каво, природу и жизнь, эти художники проявили в самом подборе мотивов свой личный вкус, зачастую более изысканный, нежели вкус их блестящих товарищей, пользовавшихся общим признанием.

Примечания

26 О Валантэне мы уже говорили в т. III. Здесь мы помещаем одну из четырех эрмитажных картин мастера, почему-то отложенную в запас. О нем см. J. V. Sandrart «Der Deutschen Akademie Zweiter Theil», Nurnberg, 1675, G. Geffrey «V.» в «L'Art», т. XX, 1880, стр. 298—299, и V. de Swarte «Le peintre V.» в «Reunion des Societes des Beaux Arts», 1899, стр. 77.

27 Все три брата Le Nain были родом из Лаона; старший, Antoine, родился около 1588 г., средний, Louis, — около 1593 г., младший, Mathieu, — около 1607 г.; они были сыновьями мелкого чиновника (sergent royal au baillage du Vermandois) Isaac'a Le Nain. Кому братья обязаны начальным руководством в живописи, неизвестно, но скорее всего первым наставником их был нидерландец; Луи позже побывал в Италии и носил даже прозвище «le Romain». Антуан признан «мастером» в Париже 16 мая 1629 г., и с этих пор профессиональными правами, сопряженными с этим званием, пользовались все три брата, жившие вместе,  причем два младшие считались compagnons-peintres старшего. В 1633 г. Матьё получает назначение «живописца го­рода Парижа»; о нем же сохранилось сведение, что он обладал воинственным ду­хом и был принят лейтенантом в одну из «Compagnies bourgeoises». Датированные картины Ленэнов начинаются с луврской «Тележки», помеченной 1641 г.; затем идут: «Обедающие крестьяне» в Лувре, 1642 г. (повторение или копия у графини Е. В. Шу­валовой), «Курильщики» (1643 г.) в галерее Пурталес, «Портрет старой дамы» в му­зее Авиньона, 1644 г.; в том же году, вероятно, были исполнены картины, впослед­ствии исчезнувшие, для капеллы Богоматери в St. Germain des Pres; в 1646 г. на­писан портрет Мазарини (о нем упоминает Скюдери в своем «Cabinet»); тем же годом помечен «Портрет молодого человека» в музее Лаона; 1647 г. — «Portraits dans un interieur» в Лувре. В 1648 г. все три брата избраны членами только что основан­ной «Academie de peinture et sculpture» (характерно, что секретарь Академии их на­зывает «peintres de bambochade»). В том же году умирают двое из братьев: Луи — 23 мая, Антуан через два дня; смерть же Матьё последовала гораздо позже — 20 ап­реля 1677 г. Как будто скромному мастеру удалось под старость лет добиться довольно видного положения в парижском обществе, благодаря его избранию в ака­демики, дававшему ему право на звание «живописца короля»; в 1667 г. он значится кавалером (ордена св. Михаила?) и sieur'oM de la Jumelle. Ввиду того, что все три художника жили и работали вместе, не считая нужным ставить свое имя на картине, очень трудно сейчас распределить творение между ними. Возможно, что в груп­повом портрете у маркиза Бютта в Лондоне мы имеем автопортрет Матьё, изобра­зившего себя за мольбертом в сопровождении своих братьев и двух других господ. Если это так, то, несомненно, той же кисти принадлежат следующие картины: «Кон­церт» в собрании лорда Альденгама в Лондоне, «Детские танцы» в собрании графи­ни Лонсдэль в Lowther Castle, оба семейных портрета, «Процессия» в Лувре и, ве­роятно, «Мать причесывающая дочь» в собрании Л. Н. Бенуа. Скорее всего «рим­лянину» Луи принадлежит «Рождество» в Лувре и ему же — все «бамбошады», выдающие определенное итальянское влияние, напр., серия у графа Сейсселя и у фафини Лонсдэль (местами элементы Лейса), «Курильщики» у Пурталеса (влияние Караваджо и Хонтхорста), знаменитый луврский «Кузнец» и т. п. Наконец, за Ан-туаном остались бы картины наиболее самобытные и в то же время выдающие нео­бычайно энергичный живописный темперамент: «Обедающие крестьяне» 1642 г., ряд портретов, все «пленэрные» картины (луврская «Тележка», эрмитажные «Молочни­ца» и «Бабушка», картины в Кенсингтонском музее и т. п.). См. Antony Valabregue «Les freres Le Nain», Paris, 1904; Champfleury «Les peintres de la realite sous Louis XIII; les freres Le-Nain», Paris, 1862; его же «Documents positifs sur la vie les freres L. N.», Paris, 1865; документы, приведенные Jules Guiffrey в «Nouvelles Archives de l'Art irancais», 1876 и E. Arago в «L'Art», 30 марта 1879 г.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.