История живописи
Испанская живопись с XVI по XVII век
XII - Другие мастера конца XVII века
3 - Пришествие иностранцев в Испанию
Такое положение продолжается во все течение XVIII в. — вплоть до Гойи и даже еще при нем. Испанские короли принуждены все чаще и чаще обращаться за помощью к иностранцам. Сколько ни перебывало пришельцев в Мадриде с 1700 по 1800 гг., — пожалуй, не меньше, нежели на другом конце Европы, при дворе только что примкнувших к европейскому просвещению русских монархов! Характер этих пришельцев разнообразный, но вообще надо отдать справедливость, что выбор был толковый, и уровень иностранных художников в Мадриде определяется сразу тем, что во главе их стоят два знаменитейших живописца своего времени — два полюса художественного понимания: вдохновенный оргиаст Тьеполо и разумный реформатор Рафаэль Менгс. Кроме того, перед нами проходят портретисты: Ранк , Луи Мишель ван Лоо и Дюпра (о котором не сохранилось никаких сведений), младший Хуасс79, декораторы Коррадо и Джакомо Амико-ни (1675—1752) и, наконец, несколько бытовых, вернее сказать, «дворцово-протокольных» художников, среди которых особенно выделяются Траверс80 и Олливье81. К последним примыкает и прелестный в своей откровенной манерности, ловкий, искристый испанец Парет, являющийся в то же время далеким отзвуком Стефано делла Белла и Маньяско82.
77 Jean Ranc, сын живописца Antoine R., родился в Монпелье 12 января 1674 г.; ученик своего дяди Риго (который, в свою очередь, был учеником старшего Ранка); академик портретной живописи с 1703 г. (за портреты Плат-Монтань и Вердие, находящиеся ныне в Лувре) и академик исторической живописи с 1707 г.; в 1724 г. приглашен в Мадрид ко двору; отсюда ездил и в Португалию; в том же году «первый живописец короля» (Филиппа V); умер мастер 1 июля 1735 г. в Мадриде. Произведения Ранка, напоминающие более всего Риго, имеются в Прадо (12 портретов) и в королевских испанских дворцах, а также в Брауншвейге. См. статью P. Mantz'a в «L'Artiste», 1854 г., т. XII, стр. 129.
78 Louis Michel Vanloo или van-Loo, сын и ученик Жан-Батгаста в. Л., родился в Тулоне 2 марта 1707 г.; был пенсионером Парижской Академии в Риме; член Академии в 1733 г.; пробыв несколько лет на службе при испанском дворе, кончил жизнь (1771 г.) директором художественной школы («Ecole royale des eleves proteges») в Париже. Его кисти принадлежит в Лувре «Аполлон», в Академии San Fernando — «Воспитание Амура», в Прадо — большой портрет семьи Филиппа V; другие портреты там же и в Гранхе.
79 П. Марсель отрицает, что старший Houasse, Rene Antoine, также был в Испании. Даты биографии мастера не допускают этого. Сын Рене Антуана — Michel Ange (1675—1730) — успел занять видное положение при испанском дворе; его кисти принадлежат две «Вакханалии», «Св. Семейство», два портрета и один пейзаж (вид Эс-кориала) в Прадо.
80 Charles de la Traverse, ученик Буше, будучи в Неаполе, завоевал расположение французского посланника, который включил художника в свою свиту; в составе последней Траверс попал в Мадрид, однако штатного места при дворе ему получить не удалось, и мастер в Испании влачил скорее жалкое существование; шестидесяти лет он вернулся в Париж, где и умер в 1778 г. Особенно славились пейзажи и натюрморты Траверса, но иногда он писал и исторические композиции; одна из них — «Аллегория на рождение инфанта» — была гравирована Мануэлем Кармоной.
81 Michel Barthelemy Ollivier родился в Марселе в 1712 г.; до 1760-х гг. жил в Италии и долгое время в Испании, потом в Париже, где он пользовался особым покровительством принца Конти; умер Олливье 15 июня 1784 г. в Париже. Особенно известны очаровательные жанровые картины мастера в Лувре («Концерт маленького Моцарта в Тампле») и в Версале («Охоты пр. Конти» и «Ужин в Тампле»), но, кроме того, художник писал и портреты, и сцены из комедий, и исторические и аллегорические сюжеты. Более подробную характеристику мастера мы дадим в главах, посвященных французской живописи.
82 Luis Paret у Alcazar родился в Мадриде в 1747 г.; ученик Д. Антонио Гонсалеса Веласкеса. Своим успехом обязан Академии San Fernando, но главным образом де Траверсу, который заставлял его упражняться на натуре, изучая в то же время произведения древних; Парет побывал и в Италии; по возвращении мастера на родину король ему заказал, в подражание знаменитой серии картин Жозефа Берне (ныне в Musee de la Marine), подобные же виды портовых городов Испании; умер мастер 14 февраля 1799 г., будучи секретарем Академии. Несколько манерные, но полные огня картины до сих пор недостаточно оцененного художника находятся в Прадо (две картины из придворной жизни и две с изображением цветов) и во дворцах Гранхи и Риофрио. Парет был блестящим офортистом; любопытно, кроме того, что он владел восточными языками, что позволяло художнику углубляться в исторические знания.