Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Испанская живопись с XVI по XVII век
XII - Другие мастера конца XVII века

2 - Хосе Антолинес, Матео Серезо

Хосе Антолинец. Экстаз св. Марии Магдалены. Мадрид. Прадо

Старший Антолинес является, в некоторых отношениях, контрас­том Коэльо72. У него больше стремительности и непосредственности, благодаря чему мастер нередко совершает недопустимые с акаде­мической точки зрения ошибки. Зато ряд произведений Антоли-неса поразительно красивы по краскам, и рядом с Вальдесом он самый цветистый из поздних ис­панцев. Наконец, у Антолинеса в последний раз мы встречаем и ту чисто характерную ноту экстаза, которая составляет самую сущ­ность творчества трех испанских классиков, Греко, Сурбарана и Мурильо. При этом у него яснее сказались влияния венецианцев и, в частности, Веронезе и Тици­ана, нежели фламандцев, лом­бардцев, болонцев или неаполи­танцев. У Антолинеса точно про­ложено волшебно мерцающее через слои краски золото, и эта особенность, свойственная лишь самым чутким колористам, придает его произведениям особенно драгоценный характер.

А. Серецо. Взятие огородицы на небо. Мадрид. Прадо

Более к стилю болонцев и неаполитанцев приближаются: «испан­ский Вазари» Паломино73, подражатель Мурильо — Алонсо Мигуэль Тобар74 и Матео Серезо75.

Прекрасные инвенции, эффектное пользование светом и яркие, цветистые краски мы находим у последнего из этих мастеров, имею­щего много точек соприкосновения с Молой, Чиньяни и Маратти. Ряд других художников, которыми кончается XVII в., также посте­пенно переходят от культа фламандцев к подчинению академизму в характерной болонской окраске. В специальной отрасли декоратив­ной живописи решительный поворот в сторону легкомысленного эф-фектничания совершается благодаря успехам Луки Джордано76, стиль которого продолжается в творчестве лучшего его подражателя — Коррадо. Наконец, со вступлением на престол Бурбонов начинают про­никать в Испанию французские влияния.

Примечания

72 Jose Antolinez родился в 1639 г. в Севилье, где, вероятно, его первым учителем был пейзажист Ириарте; впрочем, еще юным А. попадает в Мадрид, где он вскоре занимает первое место среди многочисленных учеников Франсиско Риси; умер Ан­толинес во цвете лет в 1676 г. в Мадриде. Сохранились сведения, что художник отличался придирчивым и надменным нравом. Кроме прекрасного в краске «Эк­стаза Магдалины» (единственной картины Антолинеса в Прадо), мастеру принад­лежат: «Кающаяся Магдалина» в собрании А. де Беруете, два варианта на тему «Непорочное зачатие» в старом мадридском музее «de la Trinidad», картина с тем же сюжетом в Мюнхенской Пинакотеке (1668 г.) и «Торжество Богородицы» в Амстер­дамском музее. Имя племянника Хосе — Франсиско А. (Севилья, 1644 — Мадрид, 1700) — было уже нами упомянуто выше (см. примеч. 39).

73 Antonio Palomino de Castro y Velasco родился в местечке Буялансе (Андалузия) в 1653 г.; детство Паломино проводит в Кордове, где он получает толковое для того времени образование; в 1672 г. юноша показывает свои опыты в живописи Вальде-су Леалю; несколько позже вернувшийся в Кордову ученик Антонио дель Касти-льо, Альфар, советует Паломино отправиться в Мадрид, где последний женится на донье Каталине Перес и заключает дружбу с Карреньо и Коэльо. Окончание рос­писи в Galeria del Cierzo дворца, начатой Коэльо, поручается Паломино, который затем в 1688 г. получает назначение (но лишь с 1698 г. и жалование) придворного живописца. Приезд Луки Джордано произвел и на Паломино удручающее впечат­ление, что, однако, не помешало его деятельности; в последние годы им созданы монументальные произведения в церквях Валенсии San Juan del Mercado и Nuestra Sefiora de los Decamparados, а также в монастыре San Esteban в Саламанке, в сакри­стии Гранадской картухи и в соборе Кордовы. Умер Паломино в 1725 г. В Прадо мастер представлен тремя картинами, из которых одна — «Непорочное зачатие» — снабжена его монограммой. Особенно известен художник в качестве автора исторического и теоретического сочинения, создавшего ему славу «испанского Вазари»: «El Museo Pictorico у Escala Optica», первый том которого появился в 1715 г. (цензу­рован еще в 1708 г.), второй и третий — в 1724 г.

74 О Тобаре см. примеч. 68.

75  Mateo Cerezo, сын скромного живописца, родился в Бургосе в 1635 г.; пятнад­цати лет поступает в Мадриде к Карреньо и остается у него до 1655 г.; быстро Ма-тео становится известным и исполняет заказы для мадридских церквей (две карти­ны до сих пор украшают церковь Santa Isabel), для Сеговийской картухи и для со­боров в Бадахосе,  Валенсии,  Бургосе и Малаге;  одно время мастер живет в Вальядолиде (работы для собора, для S. Francisco и для San Bartolome); в виде ис­ключения Серезо пишет картины и со светскими сюжетами, например «Четыре времени года» — для губернатора Вальядолида дона Педро Салинаса (позже он ис­полняет несколько жанровых сцен во вкусе Караваджо); по возвращении в Мадрид Серезо помогает Эррере эль Мосо в росписи купола Nuestra Senora de Atocha и со­здает один из своих шедевров — (ныне утраченную) картину «Христос в Эмаусе» — для трапезной монастыря «Padres Recoletos»; умер мастер в 1675 г. в Мадриде. В Прадо Серезо представлен картинами «Мистическое обручение св. Екатерины» и «Успение Богородицы» (особенно хороша вторая); другие картины художника на­ходятся в галереях Дармштадта («Ангел Хранитель»), Гааги («Кающаяся Магда­лина» и тот же сюжет у гр. Чернина в Вене и в Берлинском музее), Лейпцига («Св. Иероним»), Касселя («Св. Иоанн Креститель»), Будапешта («Св. Человек»). Близко к Сересо стоит красивая картина, бывшая в собрании Ю. С. Нечаева-Маль­цева и изображающая кончину какой-то юной святой; в Эрмитаже Серезо пред­ставлен не вполне достоверной картиной «Св. Мария Магдалина». Лучшим, рядом с Сересо, учеником и последователем Карреньо считался Juan Martin Cabezalero (род. в 1633 г. в Альмадене, умер в 1673 г. в Мадриде; работы в монастыре San Francisco — среди них очень сложная «Голгофа»); этому мастеру в Прадо приписывают пре­красную картину «Суд над человеческой душой».

76 В отличие от итальянской живописи, фрески являются лишь исключением в творчестве испанских живописцев, некоторые же из «классиков Испании» вовсе не писали фресок. Тем не менее техника эта была знакома многим выдающимся ис­панцам, и к ней они прибегали, когда им ставились чисто декоративные задачи. Настоящими виртуозами фрески (еще до прибытия Джордано) проявили себя: Кар­реньо, Вальдес Леаль, Коэльо, Паломино, Серезо, Доносо и в особенности ученик Кардуччо Francisco Rizi (1608? — 2 августа 1685 г., младший брат натуралиста-мона­ха Хуана Риси), более известный широкой публике как автор интереснейшей в куль­турно-историческом отношении картины в Прадо «Аутодафе 1680 г. в присутствии короля Карла И»; Риси значился с 1656 г. придворным живописцем, и в качестве такового им исполнена масса декоративных работ для королевских дворцов и для наиболее видных церквей столицы: San Antonio de los Portugueses, San Isidoro, Santiago, Atocha, Trinidad Calzada, San Pedro. Кроме того, продуктивный мастер ис­полнил немало картин и фресок для Толедо (с 1653 г. он значился живописцем ка­питула собора), для Бургильоса, Вальекаса, Алькалы, Сеговии, Валенсии. Склон­ность Франсиско к вычурности нашла себе выражение в его деятельности директо­ра придворного театра Буен-Ретиро, для которого по проектам мастера был создан ряд великолепных постановок. В общем, Риси заслуживает те упреки в извращении вкуса публики, которые обыкновенно выпадают на долю «чужестранца» Луки Джор­дано, но это не мешает признать за ним и многие из достоинств, отмеченных нами в неаполитанском «Fa presto»: блеск, находчивость, необычайную ловкость техни­ки. Кроме упомянутого «Аутодафе», Риси представлен в Прадо красивым по крас­кам, напоминающим в живописи Фети, портретом артиллерийского генерала.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.