Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Испанская живопись с XVI по XVII век
IV - Джузеппе де Рибера

3 - Влияние Джузеппе де Рибера

Рибера, покинувший отечество в очень юных годах, так, кажется, больше в него и не возвращался. В испанском же Неаполе он занял первенствующее место среди художников, и Доменикино решается даже представить его в виде какого-то жестокого главаря шайки «ху­дожников-монополистов», строивших всевозможные козни в целях недопущения к общественным заказам художников прочих итальян­ских областей33. Тем не менее творчество Риберы не прошло даром и для Испании, а, напротив того, имело для нее огромное значение и, пожалуй, даже большее, чем для неаполитанской школы. То значе­ние, которое обыкновенно приписывают Рибальте, будто бы привив­шему испанской живописи формулы натурализма, то значение, бес­спорно, имела живопись Риберы, очень рано и в большом количе­стве доставшаяся на долю родины художника и производившая здесь огромное впечатление. С другой стороны, пребывание Риберы в Ита­лии, изучение им наравне с Караваджо великих классиков «золотого века» научили художника тому «ритму», той крепости композиции, той цельности исполнения, которые вообще лучше всего свидетель­ствуют о художественной зрелости. Натуралистические черты мы встречаем и у Греко, и у Тристана, и у Орренте, и у Руеласа, и осо­бенно у Эрреры. Но у них эти черты не являются продуктом созна­тельной системы, — у всех этих превосходных мастеров очень много случайного. У Риберы все приведено в одно стройное целое. В нем натурализм празднует достижение своих «классических» высот, и тем самым уничтожаются всякие сомнения в его «праве на существова­ние». Натурализм отныне может стать догмой и, как некая религия, получить своих ясновидцев и святых. Сурбаран, Леготе, Веласкес и даже Мурильо и Вальдес Леаль идут по следам Риберы.

Примечания

33 Среди учеников Риберы мы встречаем следующих выдающихся художников: братьев Fracanzano — Francesco «Ciccio» (1612—1657, был женат на сестре Сальвато-ра Розы — Джованне; главные работы в церкви S. Gregorio Armeno) и Cesare ( ум. в 1653 г.), а также Bartolo Passante, произведения которого сходят за работы его учи­теля. Косвенным образом (благодаря влиянию Фракансано) можно считать и Саль-ватора Розу принадлежащим к «школе Риберы»; Лука Джордано может быть при­числен к той же группе, поскольку он выработал свою первую манеру на изучении произведений великого испанца; наконец, значительные черты сходства с Риберой (благодаря общему источнику — Караваджо) обнаруживает живопись Массимо Стан-ционе, Андреа Ваккаро, Пачеко де Роза, Пьетро Новели, Маттиа Прети и многих других южно-итальянских мастеров.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.