Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Испанская живопись с XVI по XVII век
IV - Джузеппе де Рибера

2 - Творчество Джузеппе де Рибера

Что мы видим у Риберы? Тех же натурщиков, встре­ченных Караваджо в харчевнях и на улицах, тех же представителей грязного и ленивого мира лаццарони, мы видим то же погребное освещение, ту же склонность к леп­ке посредством черных теней, ту же ограниченность в выборе сю­жетов. И вместе с тем Рибера не только обыкновенно не цитиру­ется в хвосте «подражателей» Ка­раваджо, но ему отводится исто­риками несравненно более по­четное место, нежели то, которое досталось его вдохновителю. По­чему это так? Чем можно объяс­нить такую «несправедливость»?

Рибера. Св. Иероним. Императорский Эрмитаж

В каждом большом явлении истории искусства всегда замеча­ются два следующих один за дру­гим момента. Первый означает завоевание новой области, но обыкновенно художник-завоева­тель не вполне умеет и успевает использовать все те сокровища, которые ему достались. Вслед за ним водворяются в завоеванном крае его последователи, не истратившие своих сил в борьбе, и вот они «пускают в ход» все добытое, они «богатеют», и за это им доста­ются почести и слава, которые затем заслоняют заслуги того, кто про­ник и завладел первый. Нечто подобное произошло и с натурализ­мом. Кому теперь, как не только людям, специально занимающимся живописью XVII в., дорога память Микеланджело Меризи? С другой стороны, кто из поклонников живописи не уделил в своем сердце место «караваджистам» Рибере, Сурбарану и Веласкесу, и не подо­зревая того, что все они объединены своей преданностью системе, учрежденной Караваджо. Это вполне понятно. Тяжеловесное искус­ство Караваджо носит именно чересчур «деловитый» характер — это теоретическое, программное, «завоевательное» искусство. Напротив того, элементы искусства названных трех великих испанцев, вмещая в себе всю ту правду, к которой взывал Караваджо, кроме того отли­чаются какой-то непосредственностью и уверенностью, доходящими иногда даже до вдохновенной радости.

Рибера. Св. Севастиан. Императорский Эрмитаж

И все же следует помнить, что все элементы живописи у Риберы те же, что у Караваджо. Иные исследователи хотят в его картинах видеть следы венецианских впечатлений и его культа Корреджо, но нам эти открытия представляются парадоксальными. Еще большей натяжкой отличается указание на две манеры в живописи Риберы: более темную, приурочиваемую к началу его деятельности, и более светлую, образовавшуюся будто бы под впечатлением от живописи Корреджо, для которой мастер специально ездил в Парму. На самом деле, сравнительно темные и светлые картины чередуются у Риберы на всем протяжении его деятельности, а светлых и цветистых, в пол­ном смысле слов, картин мы и вовсе не найдем у него32. Единствен­ная черта, действительно сближающая Риберу с Корреджо, — это та способность придавать изображению тела какое-то фосфоричное из­лучение, которая присуща как великому поэту светотени начала XVI в., так и испанскому живописцу первой половины XVII в. Одна­ко самый характер «светоносности» у обоих художников совершенно разный. Корреджо как бы пропитывает формы фосфором; Рибера же лишь обдает их лучами света. У Корреджо свет есть начало живое и победоносное, у него нет борьбы света и тьмы. Рибера все время толь­ко борется с могущественным царством мрака, вызывает из безраз­личного хаоса какие-то «куски жизни», призванные для ничтожного временного существования и снова готовые разложиться, уйти туда, откуда они вышли.

Рибера. Венера и Адонис (?). Галерея Корсини. Рим

 «Вызванная из черного хаоса плоть» в картинах Риберы живет, од­нако, полной жизнью, все равно — будь то гладкое, крепкое тело юности или обвислое, разрушающееся тело старости. Гениальность Риберы сказывается именно в том, что у него вибрирует каждая пядь эпидермы, всюду под оболочкой упругих, трепещущих мускулов чув­ствуется мощный, полный жизни механизм костяка. Предельную силу жизни художник способен сосредоточить в головах — в этих «кусках плоти, служащих оболочкой для мысли, стремящейся к божествен­ному». При этом Рибера выказывает себя всегда подлинным испан­цем: у него воспевание тела не имеет в себе ничего ликующего, как это мы видели у Тициана и Корреджо или как мы это увидим у Ру­бенса; напротив того, оно служит единственно только выражением ужаса перед смертью и стремления к тому воскресению на вечность, которое обещано церковью. И от своих же товарищей-караваджис-тов — нидерландцев, французов и Итальянцев — Рибера отличается тем, что для него огромное внимание к жизни, требуемое натурализ­мом, обусловлено аскетической, чисто испанской мыслью о тленнос­ти всего земного существования. Он любуется жизнью, как пушкинский Дон Карлос любуется Лаурой; считая нужным перед горячими лобзаниями напомнить любимой о старости, о разрушении тела, о смерти.

Примечания

32 Можно различать в приемах Риберы две манеры самой техники живописи — более гладкую и методичную в начале, более нервную, порывистую во второй по­ловине его карьеры, но и тут нужно быть очень осторожным, ибо даже в датиро­ванных картинах мастера эта примета страдает большою непоследовательностью, а в неподписанных картинах еще далеко не выяснено вполне, что принадлежит ему, а что — его подражателям.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.