Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XII - Колористы-исторические живописцы

5 - Куапели

Ж. Б. Сантерр. Сусанна. Гравюра Порпорати

Однако не благодаря одной только своей культурной характерности Куапель может сохранить видное место в истории, но и некоторым чисто художественным достоинствам, придающими мастеру почетное (с нашей точки зрения) значение одного из предшественников Ватто. Начать с того, что рисунки мастера превосходны, классически просты и исполнены нервности. Особенно А. Куапель владеет передачей тела, являя этим свою зависимость от фламандцев и, в частности, от Рубенса. Далее, самая изнеженная его красочность указывает поворот к Ватто. Такие мастера, как Жувене, Ларжильер и Куапель, способствовали чрезвычайному развитию способности глаза схватывать оттенки и наслаждаться цветом как таковым. Наконец, в специальной истории декоративной живописи Антуан Куапель играет, наряду со своим отцом, выдающуюся роль, приблизительно аналогичную той, которую сыграли в Италии генуэзцы и Себастьано Риччи. Он разбил суровые, величественные формулы Лебрена и тем самым подготовил почву для появления Лемуана и Буше.

Все сказанное об Антуане Куапеле, в значительной степени при-ложимое и к творчеству его отца Ноэля, годится и для характеристики изысканных работ его младшего брата Ноэля-Никола167 и в особенности — произведений его сына Шарля Антуана, продолжавшего при дворе молодого Людовика XV играть ту роль, которую играл его отец при регенте. Умный, воспитанный литератор-живописец Шарль Антуан несомненно в свое время был наиболее популярным из четырех Куапелей168. И недаром — этот виртуоз живописи был отличным «режиссёром» (кстати сказать, мастер прославился и как автор целого ряда пьес) и очень изящным декоратором, прекрасно потрафлявшим всему «веселому» духу времени169. При этом Шарль Антуан был самым сведущим и хитроумным теоретиком упадочной академии и тонким дипломатическим руководителем ее жизни. В общем, художник, несмотря на всю свою странную отсталость (очень затруднительно его принять за сверстника Ватто или Лемуана), интереснейший, рядом с Сантером, культурно-исторический тип, вполне заслуживающий того, чтобы ему было посвящено специальное изучение.

Примечания

167 Noel Nicolas Coypel, сын Ноэля от второго брака (на Anne Francoise Perrin), родился 18 ноября 1690 г. До пятнадцати лет пользовался руководством отца; по смерти его посещал Академию и за успехи мог рассчитывать на посылку в Рим, однако какие-то недоброжелатели помешали этому. В 1720 г. он принят в члены Академии, но вполне развернулся Ноэль Никола лишь по смерти своего брата Антуана, с которым он был в натянутых отношениях. В 1727 г. Н. Н. в числе 12 живописцев принимает участие в королевском конкурсе, и публика, согласно д'Аржен-виллю, была склонна отдать ему предпочтение, но придворные интриги привели (все согласно тому же источнику) к разделению назначенной премии между де Труа и Лемуаном. Решив исправить эту несправедливость, граф де Морвилль приобрел картину Н. Н. («Похищение Европы») за 1500 ливров для себя. Мастер, желая после этого выдвинуться в общественном мнении, взялся даром декорировать капеллу Богородицы в церкви St. Sauveur (уничтожена в 1778 г.), и роспись его, судя по отзывам современников, отличалась свежестью, воздушностью и иллюзией (местами живопись незаметно переходила в скульптуру). Тем не менее совет церкви затеял процесс против Куапеля, обвиняя его в перетрате материалов. Шедевром мастера считалась еще картина «Чудесное переплытие св. Франциска де Паула» в церкви минимов. В 1733 г. Н. Н. был избран профессором. Умер мастер 12 декабря 1734 г. Произведения его сохранились в парижской церкви St. Nicolas du Chardonnet, в «Библиотеке» Трианона, в Стокгольмском дворце, в музеях Лувра, Тура и Женевы. Характерными картинами мастера обладает и Эрмитаж: «Купание Дианы» 1728 г. и «Рождение Венеры» 1732 г. Автопортрет художника находится в парижской Ecole des Beaux Arts.

168 Charles Antoine Coypel, сын и ученик Антуана, родился 11 июля 1694 г. в Париже; принят в члены Академии в 1715 г.; в 1722 г. он, по смерти отца, занял его должность хранителя королевских коллекций и был назначен «первым живописцем» Филиппа Орлеанского; в 1730 г. — профессор Академии; в 1746 —ректор; в 1747 г. — директор и «первый живописец короля». Умер Ш. А. в Париже от оспы 14 июня 1752 г.; с ним кончился род Куапелей. Из произведений Ш. А. особенно характерны — картина в Лувре «Андромеда» (конкурс 1727 г.), картины в музеях Орлеана, Нанси, Тулузы и Нанта. В России произведения Ш. А. имеются в собраниях П. П. Дурново («Неистовство Ахилла») и г-жи Переяславцевой в Москве («Жертвоприношение Ифигении» 1727 г.). В качестве гравера Ш. А. известен, между прочим, рядом жанровых композиций, из которых особенно интересна «Жизнь ханжи» в четырех листах. Из многочисленных драматических произведений Ш. А., частью написанных для персонажей итальянской комедии, сохранилась в печати лишь пьеса «Les folies de Cardenio", с интермедиями (1720 г.). Взгляды Ш. А. на искусство высказаны в «Dialogue sur la connaissance de la peinture» (1726 г.), «Discours prononces sUr la peinture» (Paris, 1732), «Lettres de M. Charles Coypel au r. p. Delatour». Каталог собрания Куапеля издан в 1753 г. с интересной заметкой Мариетта.

169 К самому грациозному и «веселому», что сочинено Куапелем в области декоративной живописи, относится серия двадцати пяти картонов для шпалер с сюжетами из «Истории Дон Кихота». Самые картоны хранились до 1914 г. в Компьен-ском замке, гобелены, тканные по ним, — в Версале, в Лувре, в Фонтенбло и в Гатчине. Серия гравирована лучшими мастерами того времени: Сюрюгом, Ленисье, Жуллэном, Тардье и г-жей Хортемельс.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.