История живописи
Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XI - Баталисты
2 - Бургиньон
Блэн де Фонтане142, Бодуэна Ивара143, Ангиэ144, П. Буля145, Ж. Бальи146, Депорта, Клода Одрана и обоих Берэнов147. Из общей массы «колористов» приходится выделить Клода Жило и Лемуана, имеющих слишком близкое отношение к художникам последующего периода — к Ватто и к Буше. Останавливаться на всех перечисленных мастерах в общей истории не имеет смысла, однако Лафосс, Жувене, Ларжильер, Риго, Антуан Куапель, Сантер, Бургиньон и Депорт — слишком крупные художники или слишком характерные личности, чтобы можно было ограничиться одним их упоминанием148.
Бургиньон принадлежит еще к поколению Лебрена; он родился всего через девять лет после рождения автора «Batailles d'Alexandre»149. С другой стороны, его живопись есть несомненный отклик известной полосы итальянского натурализма. И все же творчество этого до чрезвычайности популярного мастера нельзя обсуждать ни в связи с прочими художниками Grand siecle'a, ни в связи с натурализмом братьев Ленэн и Бурдона. Гораздо правильнее его ставить в одну группу с Розой, и нельзя не отметить в нем черты сходства с фламандцами и голландцами.
Бургиньон писал и религиозные и исторические картины и даже был призван для одной из самых выдающихся церковных работ в Риме — для росписи плафона Gesu, исполнить которую помешала художнику смерть. Но, разумеется, при имени Бургиньона не вспоминается что-либо иное, кроме сражений и кавалерийских схваток, и только люди, подробно изучавшие портретную галерею Уффици, помнят, кроме того, странный автопортрет, на котором художник изобразил себя в черной иезуитской рясе. Да и в свое время имя Бургиньона стало известным на всю Европу благодаря тому, что в его картинах видели иллюстрации очень обычных в те дни кровопролитий и любовались в них прекрасно выраженным «Марсовым пылом» — совершенно безразлично к тому, какие именно из национальностей художник изображал и которая из сторон у него побеждала.
142 Jean Baptiste Blain (Belin, Blin) de Fontenay родился 19 ноября 1653 г. в Caen. Ученик Mormoyer. В 1685 г., побуждаемый желанием быть принятым в Академию и жениться на дочери своего учителя, художник отрекается от кальвинизма; женится, однако, на Marie Monnoyer лишь в 1687 г. В том же году он «назначенный» в академики и академик (за портрет короля, окруженный цветами). В 1699 г. — советник. Умер мастер 12 февраля 1715 г. Картины Б. имеются в Лувре, во дворцах Версаля и Трианона, в музеях Байе, Ренна, Марселя, Орлеана, Тура и др.
143 Baudouin Yvart или Ivart родился в 1610 г. в Булони. Умер 12 декабря 1690 г. в Париже. Академик — в 1663 г. за декоративную картину «Скульптура, ваяющая бюст короля». Ему принадлежат большие фигуры на серии гобеленов «Резиденции», часть росписи зала № 169 в Версале и две картины там же: «Коронация Людовика ХIV» и «Осада Дуэ».
144 Guillaume Anguier, брат знаменитых скульпторов, родился около 1628 г. в Eu; умер в доме «Гобеленовой мануфактуры» 18 июня 1708 г. Ему принадлежат архитектурные мотивы на шпалерах, писанных по картонам Лебрена.
145 Pieter Boel или Bull родился в Антверпене 22 октября 1622 г.; умер 3 сентября 1674 г. в Париже. Ученик своего отца и Я. Фейта. Путешествовал по Италии; в 1650 г. стал мастером на родине; около 1668 г. приглашен в Париж. Ему принадлежат превосходные изображения животных на серии гобеленов «Резиденции».
146 Jacques Bailly родился в Gracay около 1634 г.; умер в Париже 2 сентября 1679 г. Член Академии в 1664 г. за миниатюру, изображающую горшок с цветами. Бальи, между прочим, принадлежат изображения цветов на целом ряде шпалер, а также восхитительные, гравированные Леклерком, виньетки в увраже, посвященном Карусели 1662 г.
147 См. выше.
148 В характеристиках мы будем придерживаться хронологического порядка, что всегда полезно для выяснения значения каждой отдельной личности в общей эволюции.
149 Jacques Courtois, более известный под своим прозвищем «Le Bourguignon» (в Италии его зовут Giaccomo Cortese il Borgognono), родился в Saint Hippolyte (деп. Doubs) в 1621 г. (по другим сведениям, в 1628 г.); сын живописца Jean С., которому Жак и обязан первым руководством в живописи. 15-ти лет юноша уже в Милане, где он сходится с одним французским офицером, которого сопровождает в течение трех лет в походах. Гвидо Рени проездом видит картину Куртуа и убеждает художника последовать за собой в Болонью, где он сходится с Альбани. Побывав во Флоренции, К. в обществе двух голландских живописцев добирается, наконец, до Рима. Он находит себе приют в монастыре Santa Сгосе и вскоре завоевывает общее признание (согласно старинным биографам, Куртуа подружился с Кортоной и Ларом, а Черквоцци всюду разглашал его достоинства). Будучи занят для принца Матии Медичи, губернатора Сиены, К. женится на дочери живописца Orazio Vajani. Позже мастер жил в Швейцарии, у себя на родине и в Венеции. В последнем городе он исполняет целую галерею баталий для прокуратора Саградо, но, обвиняемый в убийстве жены, бежит в Рим. На сей раз он поселяется (в 1655 г.) у иезуитов, в орден которых он и поступает. Умер мастер в Риме 14 ноября 1676 г., как раз когда он вместе с братом собирался приступить к росписи Gesu. О способе работы Бургиньона рассказывают, что он редко трудился делать эскизы и рисунки; он имел обыкновение чертить контур заостренной ручкой кисти, после чего не покидал картину до ее окончания. Произведения мастера ценились в высокой степени (герцог Тосканский удостоил помещением его автопортрета в Уффици; баталист изобразил себя в монашеской рясе) и даже породили несметные подражания и подделки. Раз только картина изображает жаркую схватку кавалеристов и написана с известной бра-вурой, так сейчас же ее крестят «Бургиньоном», тогда как зачастую это или произведение одного из его подражателей: Версхюринга, Симонини, Ругендаса, Кверфур-та, Казановы, Норблена, нашего Орловского, или просто шаблонная стряпня какого-либо фальсификатора. Достоверные работы Бургиньона можно видеть в музеях Лувра, Лиона, Гренобля, Тулона, Эрмитажа, Мюнхена, Вены, Турина, Касселя, Дрездена, Штутгарта. Кроме того, известен ряд оригинальных офортов мастера.