Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Испанская живопись с XVI по XVII век
VIII - Наследие Веласкеса

2 - Ученики Веласкеса

Мацо. (Фигуры припсываются Веласкецу). "Вид Сарагоссы". Мадрид. Прадо

Уже два других ученика Веласкеса стоят на неизмеримом от него расстоянии: таковы его невольник-мулат Пареха и преемник Велас­кеса в амплуа придворного портретиста — Карреньо де Миранда. До­машний человек, бывший краскотер Веласкеса Пареха53 тоже, вероятно, пользовался теми же «сек­ретами», которые были знакомы зятю мастера — Масо, и однако довольно характерные портреты Парехи отличаются сухостью и чернотой, а его картина в Прадо «Призвание Матфея» скорее на­поминает «провинциализм» не­которых нидерландских каравад-жистов; лишь чисто техническая сторона — плотная, густая до тя­жести живопись — выдает испан­ца. Карреньо — контраст Паре­хи54. Его аристократическое про­исхождение сказывается в каждом мазке, отличающемся непринуж­денностью, грацией и чисто свет­ским изяществом. И краски Кар­реньо, не будучи яркими и прав­дивыми, настроенные в гамме коричневых и оливковых тонов, все же цветисты и далеки от черноты. Но «чисто веласкесовских» эле­ментов в Карреньо все же немногим больше, нежели у Парехи, и если что сближает мастеров, так это лишь «костюмная сторона» их порт­ретов и вообще черты, характерные для всего их времени. Само спокойное «благородство» живописца Филиппа IV иного свойства, не­жели несколько жеманное изящество лейб-портретиста упадочного Карла II, а что касается красок, то Карреньо, несомненно, составил свою палитру более на основании изучения картинных галерей Эскориала и Мадрида (в которых господствовали венецианцы и фла­мандцы), чем на непосредственном обращении к натуре.

Жан Батист Мацо. Спуск яхты на воду в Аранхуэце.

Это непосредственное изучение натуры вообще выходит из моды в Испании с середины XVII в. — как раз в те годы, когда Веласкес до­стигает высшей точки мастерства в передаче видимости, а в далекой Голландии той же высоты правды достигают Рембрандт, Вермейер и ряд других мастеров. Упорным последователем «натуралистических» принципов остается лишь мадридский художник, современник Велас-кеса — Антонио Переда, писавший исключительные по сочности кра­сок, правдивые, благородные по своей сдержанной гамме натюрмор­ты и очень простоватые, но искренние религиозные картины55.

Примечания

53 Juan de Pareja, мавр по происхождению, родился в Севилье между 1606 и 1610 гг.; когда он был куплен Веласкесом, неизвестно, но уже в 1623 г. он сопровождает ма­стера в его путешествии в Мадрид; Паломино рассказывает, что живописью Пареха занимался тайком и что ему удалось обратить на себя внимание короля, после чего Веласкес, по желанию Филиппа, даровал Парехе свободу; на самом деле Пареха остался в услужении Веласкеса, а позже — его наследников, до самой своей смерти в 1670 г. Портрет Парехи, исполненный Веласкесом в Италии в 1648 г., хранится в Longford Castle, принадлежащем эрлу Раднер. К достоверным работам мастера от­носятся: превосходный (по отзыву Веруете) портрет архитектора Rates в собрании Eguilaz в Гранаде, картина в Прадо, подписанная 1661 г., «Призвание апостола Мат­фея» (не свободная ли интерпретация более старой и, может быть, голландской картины?) и помеченный именем Парехи на обороте холста портрет рыцаря ордена Сантьяго в Эрмитаже.

54 Don Juan Carreno de Miranda, отпрыск благородной астурийской фамилии (отец его был алькальдом), родился в Авилесе 25 марта 1614 г.; после того, как отец, ов­довев, переселился в Мадрид, Карреньо, следуя непреодолимому влечению, посту­пает в ученики к учителю Хосе Леонардо и Переды — Педро де лас Куэвас; позже он переходит к Бартоломе Роману; двадцати лет мастер исполняет ряд значитель­ных работ для коллегии доньи Марии Арагонской и для монастыря Розария; осо­бенно известным в Мадриде Карреньо становится в 1650 г. — благодаря Веласкесу ему поручается написание фресок в Salon de los Espejos во дворце (окончены млад­шим Риси); 27 сентября 1669 г. он назначен живописцем дворца; 11 апреля 1671 г. — живописцем короля и сенешалем; за это же время им исполнено большое количе­ство работ в Мадриде (между прочим, роспись церкви S. Antonio de los Portugueses) и в Толедо (капелла del Ochavo и «Camarin» Богородицы в соборе). Карреньо был женат на донье Марии де Медина. Умер мастер в сентябре 1685 г. в Мадриде. Кроме помянутых работ, кисти Карреньо принадлежит ряд первоклассных портретов короля, королевы-регентши, придворных и сановников (среди последних нам, русским, особенно интересно относящееся приблизительно к 1682 г. изображение посла московского царя — Петра Ивановича Потемкина — в Прадо), а также кар­тины: «Альфонс VIII перед телом св. Исидора» и «Чудо св. Исидора» в San Andrea, «Христос с Крестом» в монастыре капуцинов, «Магдалина» 1654 г. в Академии Сан-Фернандо, «Св. Себастьян» 1656 г. в Прадо, «Св. Амвросий, раздающий милосты­ню» в Лувре (Salle Lacaze), эскиз в Венской Академии к картине, исполненной Кар­реньо для Пампелуны. Отличный портрет Карла II находится в собрании Б. И. Ха-ненки. А. Л. Майер приписывает Карреньо знаменитого «Борро» в Берлинском музее (см. «Monatshefte f. Kstwsft» V, вып. 9). Из многочисленных учеников мастера нужно выделить: Сересо, Кабесалеро, Доносо, Франсиско Игнасио, Руиса де ла Иглесиа, Хосе де Ледесма, Бартоломе Висенте и Луиса де Сотомайор. Карреньо как человека и художника характеризует то, что он отказался от должности алькаль­да, предложенной ему Авилесом, а также от ордена Сантьяго; художник находил, что «живопись не нуждается в какой-либо чести, но способна оказать оную кому угодно».

55 Antonio Pereda у Salgado родился в Вальядолиде около 1608 г.; осиротев, он в юности был послан своим дядей в Мадрид, где поступил к Педро де лас Куэвас; будучи еще учеником, Переда стал пользоваться могущественным покровительством сановного кастильца Франсиско де Техада и дилетанта маркиза де ла Торре в Риме; в 1630 г. П. приглашен герцогом Оливаресом принять, наряду с лучшими художни­ками, участие в украшении Sala de las Reynas в Буен-Ретиро (картина Переды, изоб­ражающая «Освобождение Генуи маркизом Санта-Крус», в которую мастер помес­тил массу портретов современников, принесена недавно в дар музею Прадо г. Не-месом); к тому же времени относится наиболее популярное из произведений мастера — «Сон жизни» в Академии Сан-Фернандо. Последнее изображает молодо­го человека, уснувшего у стола, заваленного самыми разообразными вещами, начиная от маски и кончая черепом; спящий видит во сне ангела, который держит из­речение, характеризующее смерть: «Aeterne pungit cito volat et occidit». К 1641 г. от­носится картина Переды в Прадо «Св. Человек», к 1643 г. — «Св. Иероним, раз­мышляющий о Страшном суде» (там же), к 1651 г. — «Св. Вильгельм в пустыне» (в Академии Сан-Фернандо); 1664 г. помечено «Чудо роз» в Прадо. Умер мастер 30 января 1678 г. Паломино утверждает, что Переда был неграмотен, но по другим сведениям, художник даже занимался литературой. О степени иллюзионности его живописи свидетельствует рассказ о том, как художник, в ответ на требования кич­ливой жены, написал для своей передней картину, изображающую недостававшую в хозяйстве дуэнью; картина эта вводила в обман всякого посетителя. Из двух пре­красных натюрмортов Переды в Эрмитаже один помечен 1652 г.; в собрании гра­фини Е. В. Шуваловой находится превосходная картина мастера «Магдалина в пу­стыне».

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.