Приматиччо Франческо

Краткая справка из Википедии:

Франческо Приматиччо (итал. Francesco Primaticcio, по прозвищу Болонец, итал. il Bologna, 30 апреля 1504, Болонья – 1570, Париж) — итальянский живописец, архитектор и скульптор, работал в Италии и во Франции. Учился в Мантуе у Джулио Романо, с 1532 работал при дворе Франциска I. Один из крупнейших представителей итальянского и французского маньеризма. Принимал участие в росписи дворца Фонтенбло, после смерти своего напарника Россо Фьорентино (1540) возглавил группу художников, работавших в королевском поместье (так называемая «школа Фонтенбло»). Этот пост он занимал и при следующих королях вплоть до Карла IX Валуа. К концу жизни занялся архитектурой, среди его работ – незавершенная часовня Валуа в аббатстве Сен-Дени, разрушенная в 1719.

Цитаты:

Приматиччо одной семьи с Сермонетой, с Франко, с Портой, но уступает Тибальди. Однако, разумеется, на «северных варваров» уроженец Флоренции и уроженец Болоньи должны были произвести впечатление светоносных гениев и вызвать целый переворот в художественных вкусах. К тому же во Франции в это время вовсе и не оценили бы «искусства переживаний», углубленного и трогательного; наоборот, здесь более, чем где-либо, требовалось искусство «украшающее», служившее целям возвеличения монархии, сообщавшее двору короля ореол богатства и великолепия. И в этом отношении Франциск I едва ли мог бы сделать более удачный выбор, и особенно ценные услуги оказал ему Приматиччо, бывший в одинаковой степени превосходным скульптором, живописцем и архитектором, прошедший разностороннюю школу под руковод-ством самого Джулио Романо и обладавший широкой гуманистской культурой.

Читать о Приматиччо в тексте книги

Мы и видим, что именно Приматиччо намечает дальнейший путь, по которому пошла французская живопись вплоть до «следующего по¬ворота». Длинные, исполненные предельного изящества фигуры, круг¬лые жесты, причудливый ритм композиции не только встречаются у постоянного сотрудника Приматиччо — Никколо дель Аббате, но и у других художников: так у преемников Приматиччо, у фламандца Дюбуа и у Дюбрейля, так и у авторов росписи замков Анси ле Фран и Уарон, так и в гениально грациозных изваяниях Гужона, так и в графике Этьена Делона, Антуана Карона, Жана Кузена, в стеколь¬ной живописи, в шпалерах, в малейших предметах художественной промышленности.

Читать о Приматиччо в тексте книги

Картины:

Приматиччо. Геркулес у Омфалы. Гравюра Л. Тири

 

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.