Поллайоло Антонио дель

Краткая справка из энциклопедии "Кругосвет":

Поллайоло (Pollaiuolo), прозвище Антонио дель Поллайоло (Antonio del Pollaiuolo, 1433-1498) и Пьеро дель Поллайоло (Piero del Pollaiuolo, 1443-1496), флорентийских живописцев, ювелиров и скульпторов. У каждого из них была своя мастерская во Флоренции. Оба умерли в Риме, куда были приглашены для создания бронзовых надгробий пап Сикста IV и Иннокентия VIII в соборе св. Петра. Антонио дель Поллайоло затмил своей славой младшего брата, который оставался его преданным помощником. Единственная подписанная работа Пьеро — статуя Коронование Марии (1483, Колледжиата в Сан-Джиминьяно) — обнаруживает некоторую сухость стиля. Антонио дель Поллайоло начал свою творческую деятельность как ювелир. Во Флоренции гравюра на меди возникла из ювелирной техники ньелло; единственная гравюра Антонио Поллайоло - Битва Обнаженных (1475) — одна из первых итальянских гравюр, дающая ясное представление о происхождении этой техники. Острота и четкость линий свойственны также и живописи Антонио Поллайоло. Занятия ювелирным делом способствовали появлению у Антонио интереса к скульптуре, которой он всецело посвятил себя после 1475. В его живописи заметно стремление к точной передаче пластических форм. Эта тенденция может быть проиллюстрирована на примере картин Аполлон и Дафна, очевидно, написанной до 1470, и Мученичество св. Себастьяна (ок. 1475, обе в Лондонской Национальной галерее). В последней атлетические мужские фигуры, изображенные в сложных пространственных ракурсах, наделены динамической энергией. В первой картине важную роль играет эффектный узор линий, лежащих в одной плоскости. В картине Мученичество св. Себастьяна на среднем плане помещено изображение барельефов с античной триумфальной арки. Небольшая картина Антонио Поллайоло Геракл и Антей (1465, Флоренция, галерея Уффици) и созданная им бронзовая статуэтка из Барджелло (1475-1480) имеют общий сюжет. С 1477 Антонио вместе с Пьеро занимался изготовлением серебряных рельефов для алтаря флорентийского баптистерия. В 1484 братья получили несколько заказов на создание надгробий для римских пап. В надгробии Сикста IV (1484-1493) мощный реализм образов сочетается с общим лирическим настроением.

Цитаты:

Главной заслугой Антонио Поллайоло перед живописью считается мастерское изображение человеческого тела в движении - в напряжении, в порыве. Он первый во Флоренции постарался выразить во всех подробностях поглощающие человека аффекты или действия, требующие большого напряжения физических сил.

Читать о Поллайоло в тексте книги

Антонио был первым из числа художников, начавших изучать строение человеческого тела на диссекциях трупов. И, действительно, почти всюду в произведениях Антонио мы видим усердное, а главное, толковое проникновение в строение человеческого "механизма". У нидерландцев мы можем встретить отлично нарисованные отдельные части тела, но фигуры в общем имеют всегда характер марионеток, лишенных внутренней стройности. У Поллайоло фигуры "полны сил, им присущих", и это результат не одной только интуиции, как у Джотто, и даже не руководства античностью, как у Мантеньи, но непосредственного обращения к природе и изучения ее законов.

Читать о Поллайоло в тексте книги

Картины:

 

Антонио дель Поллайуоло. Аполлон и Дафна. Национальная галлерея в Лондоне

Антонио дель Поллайуоло. Мучение святого Севастиана. Национальная галерея в Лондоне

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.