Перуцци Бальдассаре

Краткая справка из БСЭ:

Перуцци (Peruzzi) Бальдассаре (крещен 7.3.1481, Сиена,— 6.1.1536, Рим), итальянский архитектор и живописец. Сотрудничал с Браманте и Рафаэлем; после смерти последнего руководил строительством собора св. Петра в Риме, придерживаясь в основном центрического плана Браманте. В творчестве П. принципы Высокого Возрождения сочетаются с раннеманьеристическими веяниями. Если для ранних его построек (Вилла Фарнезина в Риме, 1509—11) характерны лиричность и изысканная лёгкость форм, то позднее Палаццо Массимо алле Колонне (Рим, 1536) отличается резкими контрастами несущих и несомых элементов, напряжённо-динамической связью композиции с городской средой. Росписям П. (на вилле Фарнезина, с 1511) присущи тонкий декоративизм, иногда любовь к иллюзионистическим эффектам. Оформляя спектакли и феерии ("Подмененные" Л. Ариосто, 1519), П. оказал значительное влияние на развитие перспективной декорации.

Цитаты:

…бесконечно большего интереса заслуживает один художник, некогда являвшийся соперником Рафаэля в Риме, а ныне несправедливо почти забытый, - тонкий, изысканный сиенец Бальдассаре Перуцци. Изощренное чувство формы и глубокая "гуманистская культурность" сближают Бальдассаре с Рафаэлем. Замечательна также и его многосторонность. Перуцци был и выдающимся живописцем, и тонким декоратором, и первоклассным, даже гениальным архитектором. Отличается он, однако, от Рафаэля тем, что в его творчестве чисто внешние стороны берут решительно верх над содержанием. Перуцци плохой драматург, плохой рассказчик, и не имеет смысла изучать его творение в качестве материала для разгадки идей его эпохи.

Читать о Перуцци в тексте книги

Перуцци был превозносим современниками и за свои театральные декорации, представление о которых мы можем, как кажется, иметь по деревянным гравюрам в трактате об архитектуре его ученика Серлио (унаследовавшего все рисунки учителя), а также по одному прекрасному (не выставленному) проекту в Лувре. Перуцци принадлежат, наконец, две "перспективы" с видами на тогдашний Рим, украшающие большой верхний зал "Фарнезины" и до сих пор, несмотря на свое плохое состояние, придающие помещению впечатление большого простора. Можно утверждать, что этими "перспективами" открывается целая отрасль иллюзионистски-декоративной живописи, праздновавшей свои главные триумфы в эпоху барокко.

Читать о Перуцци в тексте книги

Картины:

Бальдассаре Перуцци. Фрески в соборе S.Maria della Pace в Риме

 

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.