Перуджино Пьетро

Краткая справка из БСЭ:

Перуджино (Perugino; собственно Ваннуччи, Vannucci) Пьетро (между 1445 и 1452, Читта-делла-Пьеве, Умбрия,— февраль — март 1523, Фонтиньяно, там же), итальянский живописец. Представитель умбрийской школы позднего кватроченто. Испытал влияния Пьеро делла Франческа, нидерландских мастеров, а также Верроккьо, в мастерской которого во Флоренции работал с 1470. Живопись П., проникнутая созерцательным настроением, отличается плавностью композиционных ритмов и лиризмом пейзажных фонов, изображающих холмистые дали Умбрии. Чертами, роднящими творчество П. с классическим искусством Высокого Возрождения, являются ясность и уравновешенность пространственных построений, придающие его произведениям (фреска "Передача ключей св. Петру" в Сикстинской капелле Ватикана, 1481—82; "Оплакивание Христа", около 1494—95, Галерея Уффици, Флоренция; фреска "Распятие" в церкви Санта-Мария Маддалена деи Пацци во Флоренции, 1496) особую гармоничность. Поздним произведениям П. свойственны некоторая монотонность и вялость исполнения. Глубокое воздействие П. оказал на своего ученика Рафаэля.

Цитаты:

Творчеством Синьорелли руководят начала мудрости, благоразумия, логики. За грехом следует кара как следствие за причиной. Все связано, все выяснено, все предопределено. У Перуджино совершенно иной дух - дух благости, мистического упования на Божью милость. Для Перуджино нет ничего невероятного. Бог, ангелы, святые - здесь, вокруг нас; они скорбят о нас и всякую минуту готовы прийти к нам на помощь. За грехом следует прощение как вечное чудо милости Божьей. Синьорелли верит как мужчина, знакомый с ужасами действительности; Перуджино - как женщина, "не желающая ничего знать", "не признающая логики". Кто ближе из них ко Христу? Кто ближе к закону Моисея? Пожалуй, Перуджино ближе ко "Христу средних веков", ко Христу св. Франциска.

Читать о Перуджино в тексте книги

У Перуджино природа тоже не веселая. Солнце не светит, дрожат хрупкие, прозрачные деревья, приникли холмы и простираются печальные долины. Однако эта печаль сладкая: такие слезы, какие проливает Перуджино, обыкновенно облегчают плачущего. Какая-то дремотность владеет искусством его. Все тает, млеет, нежится, все чарует, точно сон, и весь мир со всеми его страданиями дорог Перуджино, ибо он остерегается делать конечные выводы, не страшится, но хвалит, умиляется и любит сладко-грустный и сладко-радостный мир Божий. Эта женственно-сентиментальная черта в искусстве Перуджино сказывается уже в самых первых его работах, и с ней он не расстается. Все полно ею: и отдельные фигуры, и их взаимоотношения, и целые композиции, и, в особенности, "декорации", будь то пейзажи или архитектурные фоны.

Читать о Перуджино в тексте книги

Из всех схем удачнее всего пользуется Перуджино "долиной" и "портиком", иногда связывая оба в одно прекрасное целое, как, например, в мюнхенском "Видении святого Бернарда". В этих случаях мастер достигает и поразительной выпуклости, предвещающей те изумительные эффекты, которыми так умело пользовался впоследствии его ученик Рафаэль, комбинируя архитектурные и пейзажные мотивы.

Читать о Перуджино в тексте книги

Картины:

Перуджино. Передача ключей святому Петру. Фреска в Сикстинской капелле.

Перуджино. Чудо святого Бернардина. Пинакотека в Перуджии.

Пьетро Перуджино. Распятие. Императорский Эрмитаж.

Пьетро. Перуджино. Мадонна является святому Бернарду. Старая пинакотека в Мюнхене.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.