Пахер Михаэль

Краткая справка из БСЭ:

Пахер (Pacher) Михаэль [около 1435, Брунек, ныне Брунико, итальянский Тироль,— 1498, Зальцбург (?)], австрийский живописец и скульптор (резчик по дереву). В живописи П., отмеченной влиянием Мантеньи [расписные створки алтарей церкви в Санкт-Вольфганге-ам-Аберзе (Верхняя Австрия, 1471—81) и "Четырёх отцов церкви" (1475—79, Старая пинакотека, Мюнхен)], осуществляется переход от поздней готики к искусству Возрождения: мастер прибегает к сильным ракурсам, придаёт формам чёткую статуарность, впервые в искусстве южнонемецкого круга пользуется научно обоснованными перспективными построениями. Свойственный этим произведениям суровый драматизм образов ещё в большей степени присущ скульптуре П. (пластическое оформление алтаря церкви в Санкт-Вольфганге), теснее, нежели его живопись, связанной с традициями немецкой готики.

Цитаты:

Пахер стоит особняком во всей немецкой живописи. И он был резчиком, как Мультшер, и он любил "лепить" свои фигуры, придавать им пластическую выпуклость28. Но в его творчестве сказывается черта, приближающая его к творчеству северной Италии: упорное искание монументальности и строго выдержанная систематичность. Во многом он напоминает своего современника - Мантенью. Это тот же грандиозный до тяжести стиль, та же любовь к смелым ракурсам, дающим пластическую иллюзию, те же гордые осанки, мины. Но при этом Пахер насквозь "готик", германец. Под его резцом (или, во всяком случае, под его наблюдением) готическая резьба превращается в сказочное кружево, в какой-то фонтан недвижных и все же точно движущихся, лезущих друг на друга струй. И "готиком" Пахер представляется в своих ясных, как живопись на стекле, резких, как резьба по дереву, картинах.

Читать о Пахере в тексте книги

Пейзаж или, вернее, вся "инсценировка" Пахера имеет для характеристики его личности громадное значение; ведь кроме сухих, отрывистых архивных сведений и картин, нам ничего неизвестно об этом мастере, вполне заслуживающем название великого. В пейзажах Пахера, в этих "крутых" его перспективах, выражено не одно только желание показать свои теоретические знания или увлечение иллюзионистскими приемами. У него впервые в немецкой живописи мы встречаемся с проблемой "задачи", строго поставленной себе и последовательно решенной. Случайного у Пахера мало, и вследствие этого картины его производят впечатление чего-то даже чрезмерно строгого. Однако при всей своей строгости картины Пахера не лишены и жизненности.

Читать о Пахере в тексте книги

Картины:

 

Михаэль Пахер. Святой Лауренс раздает милостыню. Одна из картин большого алтаря в церкви в местечке Санкт-Вольфганг.

Михаэль Пахер. Алтарь отцов Церкви (ок. 1483), Мюнхен, Старая пинакотека

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.