Переда де Антонио

Краткая справка из энциклопедии "Европейское искусство":

Переда, Антонио де (Pereda, Antonio de) (1608, Вальядолид — 1678, Мадрид), испанский живописец.Происходил из семьи малоизвестного художника. Учился у П. Куэваса, опытного педагога, в Мадриде. Испытал влияние Риберы и Веласкеса. Работал в Мадриде. Писал картины на исторические (Взятие Генуи маркизом Санта Крус, 1634, Мадрид, Прадо, для зала Королевств во дворце Буэн-Ретиро в Мадриде) и на религиозные сюжеты (Благовещение, 1637; Освобождение апостола Петра из темницы; Св. Иероним, все — Мадрид, Прадо; Св. Доминик в Сориано, ок. 1655, Мадрид, Музей Серральбо). Внимание Переды к вещам, окружающим человека, сделало его первоклассным мастером натюрморта, тяготеющего к нарядности и безупречной передаче многочисленных, как правило, дорогих, тесно составленных предметов (Натюрморт с поставцом, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). По традиции парным к этому натюрморту считается Натюрморт с часами (1652, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Однако после экспонирования московского полотна на выставке европейского натюрморта в 1978 в Бордо возникли сомнения в его принадлежности кисти Переды, что требует тщательного специального изучения. Мотив изображенных здесь часов — образ беспощадного времени — и морских раковин как внешней оболочки ушедшей жизни сближает натюрморт Гос. музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина с жанром аллегорических картин Vanitas, где мир вещей, олицетворяющий богатство, власть, знатность, разнообразную человеческую деятельность (монеты, украшения, папская тиара, оружие, книги, лавровый венок, театральные маски, ноты), символизирует бренность земного бытия. Жанр Vanitas, допускавший множество вариантов и сюжетных связей (центром его развития в XVII в. был голландский город Лейден), укоренился в творчестве Переды и других испанских мастеров 2-й пол. XVII в. Значительная роль в нем принадлежала изречениям дидактического характера. В аллегории Переды Сон рыцаря (или Жизнь есть сон, Мадрид, Академия Сан Фернандо) над спящим юношей ангел держит ленту с надписью по-латыни: "Земное подобно стреле, оно летит быстро и убивает". В Vanitas (Вена, Музей истории искусства), где фигура крылатого ангела господствует над предметами, подчиненными символике иносказаний, под изображением черепа начертано "Nil omne" ("Все ничто").

Цитаты:

Упорным последователем «натуралистических» принципов остается лишь мадридский художник, современник Велас-кеса — Антонио Переда, писавший исключительные по сочности кра¬сок, правдивые, благородные по своей сдержанной гамме натюрмор¬ты и очень простоватые, но искренние религиозные картины.

Читать о Переда в тексте книги

О степени иллюзионности его живописи свидетельствует рассказ о том, как художник, в ответ на требования кич¬ливой жены, написал для своей передней картину, изображающую недостававшую в хозяйстве дуэнью; картина эта вводила в обман всякого посетителя.

Читать о Переда в тексте книги

Картины:

 

А. Переда. Мертвая натура. Императорский Эрмитаж

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.