Пармеджанино Франческа Маццола

Краткая справка из БСЭ:

Пармиджанино (Parmigianino; собственное Маццола, Mazzola) Франческо (11.1.1503, Парма,—24.8. 1540, Касальмаджоре, Ломбардия), итальянский живописец. Сложился под влиянием Корреджо. Уже для ранних произведений П. (фрески в церкви Сан-Джованни Эванджелиста в Парме, 1522; "Автопортрет в выпуклом зеркале", 1524, Художественно-исторический музей, Вена) характерны удлинённые пропорции фигур, неожиданные ракурсы, оптические эффекты. По-своему переосмыслив творчество Микеланджело и Рафаэля, П. стал одним из ведущих представителей маньеризма; его изысканно-грациозный рисунок и колорит, основанный преимущественно на сочетаниях блёклых и металлически-резких тонов, служат воплощению отрешённого от жизни идеала, загадочной, холодно-чувственной красоты ("Мадонна с длинной шеей"; см. илл.). Портреты П., сыгравшие значительную роль в развитии субъективно-эмоционального направления в этом жанре, проникнуты духом аристократической замкнутости и глубокой внутренней тревоги. Виртуозное мастерство П. проявилось также в его многочисленных рисунках и первых в Италии офортах.

Цитаты:

Редкая картина так характерна для вкусов своего времени, как автопортрет Пармеджанино в Венском музее. Этот портрет является одной из самых совершенных имитаций видимости и мог бы, вероятно, соперничать с виноградом Зевксиса и занавеской Парразия.

 Читать о Пармеджанино тексте книги

...в общей истории живописи Пармеджанино играет очень крупную, но все же скорее отрицательную роль. Это виртуоз - и только. Но какой это виртуоз, какой это мастер линии, какой неисчерпаемый композитор, не знающий, что такое трудности!

Читать о Пармеджанино тексте книги

Картины:

 

Франческл Маццола Пармеджанино. Плафон в палаццо Дуома. Парма.

Франческо Маццола Пармеджанино. Автопортрет в выпуклом зеркале. Венский музей.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.