Пиомбо Себастьяно дель
Краткая справка из БСЭ:
Себастьяно Дель Пьомбо (Sebastiano del Piombo; собственно Лучани; Luciani) (около 1485, Венеция, — 21.6.1547, Рим), итальянский живописец. Учился у Джованни Беллини. Ранние произведения С. д. П., созданные под влиянием Джорджоне и Тициана, проникнуты просветлённо-лирическим настроением. Переехав в 1511 в Рим, С. д. П. сблизился с Рафаэлем; его работы становятся более строгими и уравновешенными, сохраняя "венецианскую" звучность колорита [фрески в вилле Фарнезина, 1511; портрет римлянки (т. н. "Доротея"), около 1515, Картинная галерея, Берлин-Далем]. Со 2-й половины 1510-х гг. произведения С. д. П. под воздействием Микеланджело обретают подчёркнуто драматическую окраску ("Воскрешение Лазаря", 1519, Национальная галерея, Лондон). Работы С. д. П., созданные в период контрреформации, отличаются мрачной суровостью образного строя, свидетельствующей о кризисе художественных принципов Высокого Возрождения ("Несение креста", 1537, Эрмитаж, Ленинград).
Цитаты:
Вне сомнения, именно Себастиано мог бы играть одну из самых выдающихся ролей в истории пейзажа. Достаточно взглянуть на фоны его лучших картин, чтобы убедиться в этом. Оставляя в стороне картину с его подписью в собрании Лайард "Положение во гроб", в которой лучшее место - именно пейзаж позади фигур, нужно будет признать, что и многие вполне достоверные работы указывают на то, что в нем мог явиться опасный соперник для Джорджоне и Тициана как раз в той области, в которой яснее всего выразилась их сила, в пейзаже.
Читать о Пиомбо в тексте книги
Себастиано, поддаваясь внушению своего строгого руководителя, пренебрег "средой", поставил все, что можно обнять словом "декорация", куда-то на служебное место, уделил ему роль "заполнения пустоты". Восхитительны иные пейзажные куски на его картинах, но они досадливо прячутся за фигурами, а фигуры настойчиво заявляют свое преимущество перед ними, и, вероятно, благодаря этому от лучших картин Себастиано остается впечатление чего-то академического, холодно-рассудочного и оторванного от жизни.
Читать о Пиомбо в тексте книги
Картины: