Пуссен Никола

Краткая справка из БСЭ:

Пуссен (Poussin) Никола (1594, июнь, Лез-Андели, Нормандия, — 19.11.1665, Рим), французский живописец. Крупнейший и наиболее последовательный представитель классицизма в искусстве 17 в. Изучал античное искусство, а также произведения Рафаэля, Тициана, художников маньеризма школы Фонтенбло, мастеров болонской школы, занимался перспективой, а также анатомией и математикой. В 1612 приехал в Париж. Из ранних работ П. достоверны лишь рисунки на сюжеты из Овидия, Вергилия и Тита Ливия, исполненные по заказу Дж. Марина (бистр, перо, около 1622—24, Королевская библиотека, Виндзор). В конце 1623 П. — в Венеции, а с весны 1624 поселился в Риме. Стараясь найти для каждого сюжета свой композиционный и колористический строй, П. создаёт произведения, предвосхищающие суровую гражданственность позднего классицизма ("Смерть Германика", около 1628, институт искусств, Миннеаполис), полотна в духе барокко ("Мученичество свыше Эразма", около 1628—29, Ватиканская пинакотека), просветленно-поэтичные картины на мифологические и литературные темы, отмеченные особой активностью цветового строя, близкого традициям венецианской школы. ("Спящая Венера", Картинная галерея, Дрезден; "Нарцисс и Эхо", Лувр, Париж; "Ринальдо и Армида", Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; все три — около 1625—27; "Царство Флоры", около 1631—1632, Картинная галерея, Дрезден; "Танкред и Эрминия"). Более четко классицистические принципы П. выявляются в полотнах 2-й половины 30-х гг. ("Похищение сабинянок", 2-й вариант, около 1635; "Израильтяне, собирающие манну", около 1637—39; обе — в Лувре, Париж). Царящий в этих произведениях чеканный композиционный ритм воспринимается как непосредственное отражение разумного начала, умеряющего низменные порывы и придающего величие благородным поступкам человека. В 1640—1642 П. работает в Париже при дворе Людовика XIII ("Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора", около 1641—42, Художественный музей, Лилль). Интриги придворных художников во главе с С. Вуэ побуждают П. вернуться в Рим. Этико-философский пафос его творчества усиливается в работах 2-го римского периода ("Моисей, иссекающий воду из скалы", Эрмитаж, Ленинград; "Элиазар и Ревекка", Лувр, Париж; обе — около 1648; "Аркадские пастухи" или "Et in Arcadia ego", 2-й вариант, около 1650, Лувр, Париж; "Отдых на пути в Египет", около 1658, Эрмитаж, Ленинград). Обращаясь к античным сюжетам или уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, П. строго отбирает художественные средства для убедительного выявления морального смысла той или иной ситуации. Стоическим спокойствием, верой в высокое достоинство труда художника проникнут римский автопортрет П. (1650, Лувр, Париж). С 1640-х гг. П. всё чаще увлекают образы природы. Развивая принципы идеального пейзажа, П. представляет природу воплощением совершенства и целесообразности; он вводит в пейзаж мифологические персонажи, как бы олицетворяющие различные стихии ("Пейзаж с Полифемом", около 1649, Эрмитаж, Ленинград; "Орион", около 1650—55, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), использует библейские и евангельские сказания, выражая (в духе стоицизма)мысль о высшей необходимости или судьбе как начале, регулирующем взаимоотношения человека и окружающего мира ["Св. Иоанн на Патмосе" (около 1644—45, институт искусств, Чикаго); серия из 4 картин на тему времён года (около 1660—65, Лувр, Париж); в завершающем эту серию полотне "Зима, или Потоп" размышление о бренности жизни поднято на высоту общечеловеческой трагедии]. Классицистическое кредо П. выражено и в его мыслях об искусстве (например, в связанном с музыкальной эстетикой 16 в. учении о "Модусах", определяющих структуру и эмоциональную направленность художественных произведений).

Цитаты:

Пуссен принад­лежит к тем «классикам», которые своим твор­чеством с необычайной ясностью означают из­вестную эстетическую идею, испокон веков за­ложенную в представляемом им народе. Живопись Пуссена, воспитанного на фламандцах и римлянах, прожившего две трети своей жизни на чужбине, в «космополитическом» Риме, тем не менее оли цетворяет одно из основных духовных начал французской культуры. Недаром французов называют эллинами нашей эры.

Читать о Пуссене в тексте книги

Во всем творении Пуссена нет произведения, в котором душа его выразилась бы более цельно и полно, нежели в картине «Полифем», написанной в 1649 г., в момент высшего расцвета мастера, для одно го из его усерднейших поклонников — Пуантеля54 (ныне картина при­надлежит к главнейшим драгоценностям нашего Эрмитажа). «Поли фем» иллюстрирует идиллию Феокрита, однако поэзия эллина при обрела в переложении француза, открывающего «le grand siecle», что-то совершенно новое, более могучее, крепкое и сложное, нежели та душа, которая веет в песнях античного мира. Это тот же гимн зем ле, блаженству жизни, но гимн углубленный, достигающий религи озной силы. Кажется, что звуки, льющиеся из свирели циклопа, не крикливые или нежные пастушечьи восклики, а нечто подобное тор жественному гудению органа.

Читать о Пуссене в тексте книги

Пуссен, быть может, потому и нам дорог в такой степени, что сей час мы перестали в нем видеть непогрешимый абсолют. Разумеется, вдумчивый энтузиаст ведал лучше всякого археолога красоту древних и красоту великих мастеров Возрождения60. Разумеется, в его искус стве проглядывает какая-то строгая и даже суровая «линия упорства». Но близким нам становится мастер тогда, когда moment Г election, о котором он сам упоминал, берет в нем верх, когда над его сознатель ным трудом начинает витать сверхсознательное вдохновение, хотя бы наносившее ущерб цельности его первоначальной концепции.

Читать о Пуссене в тексте книги

Картины:

 

Никола Пуссен. Этюд пейзажа. Рисунок тушью. Музей Шантильон

Н. Пуссен. Полифем. Императорский Эрмитаж

Н. Пуссен. Эрминия и Танкред. Императорский Эрмитаж

 

Н. Пуссен. Вакханалия. Национальная галерея в Лодоне

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.