Порденоне Джованни Антонио
Краткая справка из энциклопедии "Европейское искусство":
Порденоне, Джованни Антонио (Pordenone, Giovanni Antonio), наст. имя Джованни Антонио де Сакис (1483, Порденоне — 1539, Феррара) - итальянский живописец. Уроженец области Фриули — северо-восточной части венецианских владений. Работал в Порденоне, Удине и других городах Фриули, Кремоне (1520—1522), Тревизо (1520), Венеции (с перерывами в 1525—1538), Пьяченце (ок. 1529 и ок. 1536).
Цитаты:
У Порденоне была как будто цель - занять в венецианской живописи место Микель Анджело, то самое место, которое позже досталось (и с большим правом) Тинторетто. Он весь - стремительность, порыв; он предпочитает утрированные, вывернутые позы и атлетическое сложение фигур; он почти игнорирует все, что можно подразумевать под словом "пейзаж". И, однако, все же не Микель Анджело напоминает Порденоне даже в лучших своих произведениях. Душа его, подвижная, легко воспламеняющаяся, его "хвастливый" нрав, его неустанное стремление поражать, его склонность к праздничной декоративности - все моменты чисто "суетного" характера совершенно отличны от углубленной в себя, суровой и гневной натуры Буонарроти и скорее сближают Порденоне с такими эпигонами Ренессанса, как Полидоро Караваджо или Перино дель Вага. Но только искусство венецианца в одно и то же время и сочнее, и тяжеловеснее искусства его товарищей, воспитавшихся в Риме и в Тоскане.
Читать о Порденоне в тексте книги
Чтобы сразу понять все значение искусства Порденоне в эволюции северо-итальянских школ, полезно обратиться к его фрескам в Кремонском соборе. Здесь, в непосредственном соседстве с изящным, но робким и угловатым Бокаччино, с учениками последнего, Бембо и Мелоне, и даже рядом с Романино, работавшим в Кремоне незадолго до приглашения фриульского мастера, Порденоне кажется почти непристойным в своей дерзкой, безудержной порывистости.
Читать о Порденоне в тексте книги
Картины: