Боутс Дирик
Краткая справка из энциклопедии "Кругосвет":
Боутс, Дирик (Bouts, Dierik) (ок. 1415-1475), также Баутс - нидерландский живописец. Вероятно, учился в Голландии, поэтому его стиль и в годы работы мастера во Фландрии сохранял черты голландской школы. Около 1457 переехал в Лувен. Одно из самых значительных произведений Боутса — алтарь Таинство причастия (1464-1467) с изображением Тайной вечери и символически связанных с этой композицией сцен, в настоящее время находится в церкви св. Петра в Лувене. В 1468 Боутс получил заказ на изготовление серии картин для ратуши Лувена, посвященных теме правосудия; из этой серии он успел написать только диптих Правосудие Оттона III, который находится в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе. Для произведений Боутса характерны тончайшая проработка деталей, тщательная светотеневая моделировка формы. Умер Боутс в Лувене в 1475.
Цитаты:
Нидерландцы рядом с итальянцами и французами тяжеловесны, слишком деловиты и простоваты. Им недостает полета, их "претенциозность" слишком деланная, часто даже смешная. Такой дивный техник и выдающийся колорист, как Дирик Боутс, смешон в громадном большинстве своих произведений, он terre a terre. Боутс забыл и средневековую мистику, отчасти еще сказывающуюся в произведениях Роже де ла Патюр (или Рогир ван дер Вейден, как принято его называть в переводе на фламандский язык), но он не дошел также до того ясного, чисто светского миросозерцания, которое является открытием Италии и которое так полно выражено ее художниками.
Читать о Боутсе в тексте книги
Задачи освещения решены с наибольшей последовательностью (а в нескольких случаях с успехом даже в сравнении с Эйками) у Дирика Боутса. К шедеврам нидерландской живописи XV века принадлежат его "Св. Христофор" и "Сбор манны" (обе картины в Мюнхене). Особенно поразительна первая из этих картин, предвестница восхитительных творений Альтдорфера, Клода Лоррена, Тернера. Святой великан шагает между скалистыми берегами реки, вырисовываясь силуэтом на фоне озаренного неба, отражающегося в водной поверхности. Мелкие волны бегут от ног святого и устремляются прямо на зрителя, который сам как бы находится посреди течения. Этому движущемуся узору волн соответствует узор рыхлых алеющих облаков, окружающих восходящее светило. Замечательна здесь не только наблюдательность, с которой переданы разные детали и помощью которой достигнут эффект бьющего из фона света, но в особенности трепетная жизненность, разлитая по всей природе и так контрастирующая с превосходно написанной, но неуклюже нарисованной, деревянной и лишенной всякой осмысленности фигурой Христофора.
Читать о Боутсе в тексте книги
Картины: