Бассано Якопо

Краткая справка из БСЭ:

Бассано (Bassano; собств. да Понте, da Ponte), Якопо (около 1517—18, Бассано, Венето, — 13.2.1592, там же) - крупнейший представитель семьи итальянских живописцев эпохи Возрождения, примыкавших к венецианской школе. В творчестве Б. воздействия маньеризма сочетались с демократической тенденцией; в свои религиозные полотна он вводил сцены крестьянского быта, изображения животных, натюрморт. Насыщая композиции динамичными ритмами, прибегая к эффектам вечернего и ночного освещения, Б. придавал своим образам драматическую окраску. Произведения: "Христос в Эммаусе" (приходская церковь, Читтаделла); "Поклонение пастухов" (1568) и "Крещение св. Луциллы" — оба в Городском музее, Бассано; "Отдых на пути в Египет" (Пинакотека Амброзиана, Милан), "Благовестие пастухам" (Национальная галерея искусства, Вашингтон).

Цитаты:

Бассано - большой, далеко еще не оцененный по заслугам художник. Его репутации вредит то обстоятельство, что бесчисленные плохие копии и произведения его подражателей значатся под его именем. Кроме того, надо принять во внимание, что не только сам Якопо, проживший до восьмидесяти двух лет, неустанно работал до самой смерти, но что плодовиты были и дети его, талантливые художники, шедшие по стопам отца, а традиции мастерской да Понте не прекращались в Бассано сто лет после смерти ее основателя. Получилось перепроизводство, какое-то фабрично-трафаретное повторение одних и тех же мотивов и приемов. "Мода на Бассано" породила шаблон, а шаблон привел к ремесленности и упадку. Но, разумеется, эти печальные обстоятельства не могут изменить прекрасную суть искусства самого Якопо и умалить ту роль, которую ему дано было сыграть в истории европейской живописи.

Читать о Бассано в тексте книги

В густой красочности есть общее между Бассано и Мельдолой, но "световедение" у того и другого различное. Мельдола предпочитает одинаково всюду разлитый свет, чередующийся с красиво расположенными тенями и сияющий по всей поверхности цветистым узором. У Бассано мы встречаемся с борьбой света и мрака, с той светотенью, которая в нашем представлении связана с именем Рембрандта. Он любит окунуть изображаемую сцену в потемки, среди которых лишь там и здесь он зажигает пятна яркой киновари, светло-розовых и нежно-лазурных красок. Ни у кого при этом нет такой зелени, как у Бассано, такой синевы, таких прозрачных, при всей их контрастности, теней. Любит Бассано - и в этом он является настоящим предвестником Рембрандта - и эффекты ночного освещения. Так, одной из его любимых тем было "Положение в гроб", которое он изображает при свете факелов, а также "Рождество Христово", в котором свет, исходящий от Младенца, сочетается со светочами, принесенными пастухами (Венский музей). Но Бассано, великий поклонник природы, представляет не только "романтическую" сторону красочности и освещения. В ряде картин он является и "пленэристом".

Читать о Бассано в тексте книги

Картины:

 

Якопо Бассано Святой Иероним. Венецианская Академия

Якопо (или Франческо?) Бассано. Охота. Венский музей

Я. Бассано. Зима. Гравюра И. Заделера

Я. Бассано. Осень. Гравюра И. Заделера

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.