Бальдовинетти Алессио
Краткая справка из энциклопедии "Кругосвет"
Бальовинетти Алессо (Baldovinetti, Alesso) (ок. 1425-1499) - итальянский живописец, мозаичист и создатель витражей эпохи раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Ученик Доменико Венециано и учитель Гирландайо. Бальдовинетти много экспериментировал с живописными техниками: пытался заменить темперой традиционную технику фрески, писать лессировками по золотому грунту, придумывать новые способы грунтовки холста и доски, изобретал новые методы построения композиции. В его произведениях обобщенно моделированные формы очерчены резкими контурами, направление каждой линии подчинено ритмическому строю всей композиции, цвета контрастные и положены в строгом систематическом порядке, необычном для 15 в.
Алессо Бальдовинетти родился ок. 1425 во Флоренции. В 1454 работал вместе с Андреа дель Кастаньо, а в 1460 завершил не законченные Доменико Венециано фрески в церкви Сант Эджидио во Флоренции (не сохранились). С 1481 по 1495 был занят главным образом реставрацией романских мозаик в баптистерии Сан Джованни и церкви Сан Миньято аль Монте во Флоренции. Его кисти принадлежат также Благовещение (ок. 1453, Вашингтон, Национальная галерея); Благовещение (ок. 1458, Уффици);Рождество Христово (1460-1461, Флоренция, церковь Сантиссима Аннунциата); Мадонна (Лувр) и Женский портрет (Лондон, Национальная галерея) (две последние работы выполнены в 1464-1465). Умер Бальдовинетти во Флоренции в 1499.
Цитаты:
Продолжателем колористических и световых исканий Доменико Венециано и Пьеро деи Франчески является третий из художников Флоренции, родившихся в 1420-х годах, Алессио Бальдовинетти. От Бальдовинетти сохранилась его приходно-расходная книжка, "Libra di Ricordi", которая могла бы дать возможность с необычайной полнотой восстановить деятельность и развитие мастера, но, к сожалению, как раз от Бальдовинетти почти не сохранилось работ: все важнейшее в его творчестве погибло, и это, как кажется, благодаря тому, что он постоянно экспериментировал над новыми техническими приемами, которые, как показало время, оказались предательскими. В этом отношении Бальдовинетти - характерный представитель смелой пытливости своего времени и предвещает Леонардо да Винчи, так же дорого заплатившего гибелью своих произведений за свои слишком обособленные опыты.
Читать о Бальдовинетти в тексте книги
То, что осталось от Бальдовинетти, представляет собой соединение очень любопытных композиционных идей, тончайшей (единственной в флорентийском искусстве) красочности и при этом чего-то "тощего", неловкого и прямо неприятного в рисунке. Он плохо распределяет массы, фигуры у него непропорциональны, движения угловаты, выражения близки к гримасам, типы не обладают прелестью. Зато какие красочные драгоценности три его картины, которыми он дополнил серию маленьких сюжетов фра Беато для сакристии церкви Аннунциаты (ныне в Академии): "Преображение", "Крещение" и "Брак в Кане". Особенно сладостны (именно сладостны, но не приторны) сочетания красок в первом из этих сюжетов, вся светлая, ясная и мягкая гамма картины.
Читать о Бальдовинетти в тексте книги
Вазари рассказывает еще о том, что Бальдовинетти был очень усерден в работе и трудился "...над всякими мелочами, которые создала природа. С большой охотой писал он ландшафты, которые он воспроизводил точно с натуры. Поэтому можно видеть на его картинах реки, мосты, камни, растения, плоды, дороги, поля, замки и многое другое". Примером такого богатого деталями пейзажа является фон на луврской "Мадонне", считающейся теперь почти всеми авторитетами за произведение Бальдовиннети. Сходство его с Пьеро деи Франчески здесь настолько велико, что луврская "Мадонна" одно время считалась произведением последнего. Однако недостатки этой тонкой в красках, озаренной светом картины все же недостойны великого умбрийца. Никогда Пьеро не изобразил бы Младенца таким карликом и не оставил бы лица Марии с такой неразработанной моделировкой.
Читать о Бальдовинетти в тексте книги
Картины: