Бартоломео Фра

Краткая справка из БСЭ:

Бартоломмео (Bartolommeo) Фра [собственно Бартоломмео (или Баччо) делла Порта (della Porta)] (28.3.1472 или 1475, Флоренция, — 31.10.1517, там же), итальянский живописец. С 1501 монах. Испытал влияние Леонардо да Винчи и Микеланджело. Б. — мастер величественной ясной композиции, выразитель гармонического идеала эпохи, один из создателей типа монументальной алтарной картины Высокого Возрождения ("Явление Марии св. Бернарду", 1504—07, Галерея АХ, Флоренция; "Обручение св. Екатерины", 1511, Лувр, Париж).

Цитаты:

Несравненно последовательнее достигает своей зрелости творчество флорентийцев - Баччио Фатторино, или делла Порта, получившего впоследствии прозвище фра Бартоломео, и его обыкновенного сотрудника, Мариотто Альбертинелли. Можно даже вполне утверждать, что именно с них и открывается эра "золотого века".

Читать о Бартоломео в тексте книги

...именно основная черта какой-то угрюмости делает искусство фра Бартоломео характерно монастырским, монастырски-церковным и, по нашим теперешним понятиям, "скучно-клерикальным". Оно уже никуда не рвется, не возносится, отражает лишь понурое монастырское существование, лишенное энтузиазма той веры, что "двигает горами". В то же время живопись фра Бартоломео отражает и настроение всей дальнейшей истории Флоренции первой половины XVI века, переживавшей период общественной деморализации. Фра Бартоломео оттого и потерян для нас, оттого и скучен, что он свидетельствует о великой духовной разрухе, которой разрешилось все назревание "флорентийского Возрождения.

Читать о Бартоломео в тексте книги

В 1508 году фра Бартоломео совершает поездку в Венецию. Там в эту пору творчество Джорджоне и Тициана находилось в полном расцвете, и даже старик Джамбеллино со всеми близкими к нему был охвачен новыми веяниями. Обыкновенно и стараются подчеркнуть то благотворное влияние, которому фра Бартоломео подвергся в городе св. Марка, и с этого момента отмечают новую эру в его творчестве. На самом же деле фра Бартоломео явился в Венецию уже вполне зрелым художником, которому не у кого и нечему было учиться, и вывез он оттуда лишь несколько более сочное владение красками и кое-какие внешние приемы композиции, как, например, склонность помещать центральные фигуры образов на пьедестал и ставить в виде фоновой декорации архитектурные массы с круглящейся посреди конхой. В остальном он остался тем же строгим и печальным флорентийцем, и лучшим доказательством того, сколь малое значение по существу имела для него эта поездка, служит то, что пейзаж у него почти исчезает вовсе или появляется лишь в виде небольших кусочков, видимых в промежутках между фигурами первого плана.

Читать о Бартоломео в тексте книги

Картины:

Фра Бартоломео. Деталь картины "Спаситель мира". Галлерея Питти во Флоренции.

Фра Бартоломео. Благовещенье. (1497 г.) Собор в Вольтерре.

Фра Бартоломео. Эскиз святой Марии Магдалины и святой Екатерины (1509 г.) Пинакотека в Лукке.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.